Народ долины реки хунза. Народ хунзы – долгожители. Образ жизни и питание народа хунза. Здоровые привычки Хунза

Народ хунзы проживает на севере Индии. Племя разместилось на берегу одноименной реки. Условия, в которых живут эти люди, достаточно суровы. Ближайший населенный пункт находится от них в ста километрах. Долголетие - главный феномен племени хунза. Средняя продолжительность жизни превышает сто десять лет. Некоторые жители и вовсе умудряются дожить до ста шестидесяти, что не может не удивлять.

В возрасте сорока лет многие в племени выглядят юношами или девушками. Некоторым женщинам удается рожать детей в шестьдесят лет и при этом иметь стройную и привлекательную фигуру.

Общая информация

Гималаи на карте представляют собой систему гор, где и расположилось племя хунзы. Эти люди представляют собой индоевропейцев. Население составляет порядка двадцати тысяч. Точным местом проживания считаются высокогорные районы Кашмира, который контролируется Пакистаном. Река Хунза, а именно ее берега, играют роль дома для этой народности. Вокруг расположена огромная долина, которая отличается неописуемой красотой. Из-за своего вида она получила название Счастливая. Основной деятельностью, которой занимается народ хунзы, является работа на земле. Помимо этого, жители совершают длительные подъемы в горы. Кстати, основой своего долголетия хунзакуты (так они себя называют) считают вегетарианство, постоянные физические нагрузки и насыщенный образ жизни.

Народ хунзы наделен привлекательной и доброжелательной внешностью. Жители всегда рады новым гостям и всячески демонстрируют свою сердечность, несмотря на то, что условия жизни жестоки. Живут они в небольших домиках, у которых есть только отверстие для выхода дыма. Вместе с людьми в жилищах находятся и домашние животные, которые разделены перегородкой. Возможно, благодаря такой тесноте им теплее, так как дома практически не отапливаются из-за малого количества дров. Да и холодный период в основном составляет около двух-четырех месяцев. Остальное время народность хунза проводит на природе, работая и отдыхая прямо на свежем воздухе. Моются жители в холодной воде, которая очень чиста в тех районах.

Жизнь народа

Советы старейшин являются основой народности. Жители практически не совершают преступлений, поэтому нет необходимости образования тюрем. Болеют хунзакуты крайне редко, поэтому больниц тоже нет. Народ хунзы является единственным, который не подвержен онкологическим заболеваниям. Сильнейшие эпидемии также не приносили вреда населению, в то время как многие другие народы попросту вымирали. Любопытно то, что племена, проживающие по соседству в практически таких же условиях, не могут похвастаться таким же здоровьем. Привычная для многих цивилизованных людей зубная боль для хунзакутов является чем-то необыкновенным. Потеря зрения этой народности также не знакома. Даже самые старые жители не страдают от дряхления кожи, болей в костях и прочих неудобств, которые привычны для многих стариков.

Помимо устойчивости к болезням, народ-долгожитель очень выносливый. Для мужчины является обычным делом сходить, например, на базар за сто километров по труднопроходимым тропам и вернуться через день. Часто жители выступают для туристов в роли проводников. Гималаи на карте занимают огромную площадь и являются местом посещения многих альпинистов, которые также нередко прибегают к помощи местных жителей.


Причина долголетия и здоровья

Первые упоминания о народе появились в рассказах врача из Шотландии, который около четырнадцати лет проработал среди этих людей. Долгожители мира произвели на доктора сильное впечатление своими особенностями. Многие ученые и путешественники начали впоследствии изучать племя. Результатом исследований стал вывод о том, что секрет долголетия находится в специальном питании. Конечно, многие сразу возразили, что к какой диете ни прибегай в мегаполисе, все равно таких результатов не добиться. Большинство людей полагает, что для того, чтобы иметь такое здоровье, необходимо проживать в этой долине. Однако другие народности, которые обитают поблизости, не могут похвастаться таким крепким организмом, а средняя продолжительность жизни у них в несколько раз меньше. Подобный феномен объяснить долгое время не могли самые разные специалисты. Племя хунза имело лишь одно отличие от своих соседей - отсутствие в рационе белков. Объясняется это тем, что хунзакуты - вегетарианцы. В каких бы условиях не проживал человек, основой здоровья считается правильный рацион. Поэтому не удивительно отличие продолжительности жизни этих племен. Мак Каррисон - врач, занимающийся изучением данного народа, вернувшись в Великобританию, решил провести несколько опытов на животных. Их он поделил на две группы. Первая часть животных питалась пищей, которая привычна для большинства человеческих семей. Вторая же получала питание народа хунза. Результатом исследования стало появление у первой группы заболеваний, которым подвержены люди. Вторая часть животных, которая питалась так же, как племя хунза, оставалась полностью здоровой. И это было чудом.

Народ хунзы нередко сталкивался с недостатком пищи, поэтому всегда старался экономить. В долине произрастают в основном овощи и фрукты, которые и являются основой рациона. Домашний скот представлен только в виде тех животных, которые приносят ту или иную пользу. Убивают его лишь в случае старости, то есть тогда, когда скотина перестает приносить пользу хозяину. Именно в таких редких случаях жители могут употребить мясо. Тем не менее этот продукт отличается крайне малым содержанием жира.


Лепешки и различные супы - ежедневная пища народа. Изготавливаются они с применением зерен. Также к этому добавляется достаточно большое количество овощей и фруктов. Есть у народа и молоко, но употребляют его редко и в малых количествах, так как в этой местности практически нет лугов, где можно производить выпас животных. Соль в пище используется в малых количествах, сахар и вовсе не производится. Тем не менее даже такой скудной еды вполне хватает для полноценной жизни народа.

Основные продукты питания Фрукты .

Основным и наиболее любимым является абрикос. Употребляют жители его полностью, то есть вместе с кожицей, а из косточек добывают особенное масло. Абрикос занимает верхнюю строчку в их рационе. Этот индоевропейский народ придумал даже поговорку про этот фрукт, в которой говорится, что женщина не выйдет замуж за мужчину, который живет там, где нет абрикосов. Также едят яблоки и еще некоторые другие фрукты. Летом употребляют их в свежем виде, а зимой - в сухом. Абрикос очень полезен, так как содержит специальное вещество, которое способствует быстрому выведению шлаков из организма. Овощи.

Занимают они, можно сказать, вторую позицию. Также употребляются в достаточно большом количестве. Очень часто едят картофель, причем, не очищая его. Благодаря шелухе люди получают большое количество белков и минералов. Картофель является основным овощем, который употребляет племя. Он даже расположился выше хлеба.

Злаки.

Практически каждый день хунзакуты едят различные зерна, но в основном это пшеница и ячмень. Применяют злаковые они в самом разнообразном виде. Нередко зерно едят целиком. Чаще всего, конечно же, в виде хлеба, который изготавливается с использованием отрубей. Именно благодаря зернам народ, который не знает болезней, получает необходимое количество белков.

Мясо.

Как уже было сказано выше, этот продукт попадает на стол хунзакутов очень редко. Кальций и белок, который необходим организму, жители получают из зерен. Если они и едят мясо, то это чаще говядина или баранина.


  • Молоко употребляется достаточно редко и очень ценится у жителей. Из таких продуктов можно выделить брынзу, которая изготавливается из молока овец.
  • Бобовые. Многие наверняка знают, что данная пища содержит огромное количество полезных веществ, особенно белков и минералов. Народ хунза в Гималаях и окрестностях может выращивать преимущественно фасоль, которая особенно богата протеином. Так как жители получают белки из злаковых, то им необязательно использовать в пище целый ряд бобовых. Зелень входит в рацион в достаточно больших количествах. При этом разнообразной зелени в долине очень много. Летом народ ест ее в свежем виде, а в зимний период добавляет высушенные листья во многие блюда.

Умеренность - основа здоровья

Из-за голодных периодов хунзакутам приходится распределять пищу так, чтобы хватало на длительный срок. Земли, которую можно с успехом обрабатывать, у народа достаточно мало, поэтому во многом рацион зависит от природных условий. Если летом люди редко сталкиваются с проблемами недостачи еды, то в холодное время часто приходится экономить. Особенно голодными выдаются месяцы ближе к весне. В это время жители вынуждены поститься. Продолжается это порядка двух месяцев. Этот период обозначается практически полным отсутствием пищи. Основой рациона становится напиток, который изготавливается из сушеных абрикосов. С течением времени подобный пост перерос в культ, который очень строго соблюдается.

Основные правила питания

Итак, рассмотрев, какие продукты употребляют долгожители мира, можно выделить основные принципы, которых придерживаются хунзакуты. Их можно назвать даже некоторым сводом правил. Почему так долго живет этот народ? Сыроеды, по статистике, имеют более крепкое здоровье. Именно это является основной причиной долголетия.

  • Употребление мяса разрешено лишь в религиозные или очень важные торжества. Особенно важная деталь - готовить его необходимо сразу же после убийства животного. Мясо долго не хранится.
  • В рационе основой являются фрукты и овощи. Употребляются они в сыром виде. Овощи могут изредка быть тушеными.
  • Потребление соли, сахара и прочих приправ должно быть в ограниченном количестве.
  • Хлеб в пище используется только черный. Мука, как и мясо, долго не хранится, ее сразу после получения используют для выпечки. Рекомендуется в рацион добавлять проросшее зерно.
  • Молоко и любые молочные продукты не следует употреблять в больших объемах.
  • Особенно запрещено употребление спиртных напитков. Население лишь в некоторых особенных случаях пьет вино, которое изготавливается из винограда, выращенного в долине.

Как живут долгожители хунзы? Долина Хунза не имеет никаких богатств, поэтому народ живет очень бедно. Никто не захочет добровольно обменять привычную жизнь и отправиться туда. Обитать хунзакутам приходится в скалистой местности, где нет ни плодородных почв, ни лесов. К тому же нередко бывает нехватка влаги. Дожди в основном идут в холодное время и в небольших количествах. Вообще, вода там очень ценится, и относятся к ней очень бережливо. Животные ввиду нехватки пастбищ не вырастают очень большими. Коровы дают немного молока, которое почти не содержит жиров. Козы и овцы в основном молоком не радуют своих хозяев. Мясо этой скотины содержит много жил и мало жира. Потому людям нередко приходится попросту выживать, а особенно в зимний период. В это время население в основном находится в своих небольших жилищах, которые обделены даже окнами, так как очень важно сохранять тепло. Дровами запастись достаточно сложно - нет поблизости деревьев. Топят свои печки племена хунзы в основном небольшими ветками и листьями. На них же они готовят пищу. Привычной мебели в таких домиках не найдешь. Спят и едят практически все члены семьи вместе. Домашняя скотина также вынуждена жить в соседних помещениях, которые разделены между собой тонкими перегородками.

Уже это отпугнет многих. Даже обеспечивать гигиену в таких условиях достаточно проблематично. Из-за нехватки горючего приходится стирать и мыться в холодной воде. Желающему пожить в долине придется забыть и о мыле. Из-за отсутствия жира его попросту не из чего изготовить. Ну и ко всему сказанному стоит отметить, что у данного народа отсутствует образование. Большинство жителей не умеют писать и читать. Грамоту могут получить лишь дети высокопоставленных семей. Народ не имеет и своей выраженной культуры, поэзии, живописи, которыми наделены даже соседние племена. Люди эти достаточно необразованны. Народ хунза может похвастаться лишь несколькими музыкантами, которые являются выходцами из других племен. В племени не принято заключать браки между представителями одной семьи. Вообще, в соответствии с историей народа, в их жилах не течет чужой крови. Понятие здоровья Выше представлены условия и пища, которые, по мнению народа хунзы, важны для долгой жизни. Но теперь необходимо определить, что же для этого племени означает здоровье.

  • Высокий уровень труда. Демонстрируют его они не только в работе, но и в развлечениях. Хунзакуты очень выносливы, они всячески проявляют себя во время труда. Народ этого племени может без усилий преодолевать огромные расстояния. Не проблема для него подняться и по скалам в горы.
  • Любовь к жизни. Несмотря на непростые условия жизни и тяжкий труд, хунзакуты не унывают. Даже после сложного подъема в горы они смеются и рассказывают шутки.
  • Крепость духа. Жители никогда не сердятся и не ссорятся между собой. Очень редко можно увидеть, чтобы кто-то нервничал или был нетерпелив к своей семье. Очень стойко местные люди переносят боль.

Интересное о народе

Одной из легенд является история о том, что данное племя было основано во время Индийского похода Александра Македонского. Бойцы полководца образовали здесь небольшое государство. Жили они в соответствии с суровыми правилами. Жители всегда имели при себе оружие и не расставались с ним даже во время еды и развлечений. В нашей стране про этот народ известно немного. Долина Хунза уже более шестидесяти лет является предметом спора Пакистана и Индии. Советский Союз старался не влезать в спор и держался на расстоянии. Например, в словарях название местности есть, а вот где она находится, не указано. На многих мировых картах без труда можно найти обозначение местности, но не на картах, выпущенных в СССР. Соответственно, избегали упоминаний о народности и в средствах массовой информации. Тем не менее в Хунзе о России знает практически каждый. Доказать, действительно ли к появлению этой народности приложил руку Александр Македонский, достаточно сложно. По другим данным, основание произошло благодаря когда-то единому русскому народу. Тем не менее какая-то таинственность в появлении этого племени все-таки есть. Язык, который считается народным - бурушасхи. До сих пор ученые, которые занимаются изучением народа хунзы, не смогли найти сходства ни с одним языком. Кроме него, многие жители владеют английским.

Религией, которую исповедует более девяноста процентов населения долины, является ислам, но с некоторой особенностью, которая включает в себя множество мистических и загадочных аспектов. Будучи в Хунзе, призыва на молитву турист не услышит. Дело это добровольное, и время для поклонения каждый выбирает самостоятельно. Река Хунза в былые времена представляла разделительную линию между княжествами Нагар и Хунза. Нередко между ними происходила вражда. Особенно она проявлялась воровством детей и женщин с последующей продажей их в рабство.

В 1963 году прошлого века долину посетила экспедиция врачей из Франции, которую поразили здоровье и продолжительность жизни населения. Вскоре в Париже проходила конференция по раковым заболеваниям, на которой было заявлено, что данный народ не подвержен онкологическим недугам. Выявила это специальная организация, которая проводит исследования во всех регионах мира.

В 1984 году произошел удивительный случай. В аэропорт Великобритании прибыл один из жителей долины Хунза. Когда он предъявил свой паспорт эмиграционной службы, то привел всех в растерянность. В документе был указан 1823 год рождения, соответственно, старику было сто шестьдесят лет. Сопровождающий сказал, что старец считается народом хунзы святым. При этом у него не было провалов в памяти, и он отлично помнил всю свою жизнь.

Долина реки Хунза находится на высоте около 2000 метров над уровнем моря, между двумя самыми высокими горными хребтами на Земле: Гиндукушем и Каракорумом. Эта территория на границе Индии и Пакистана почти полностью изолирована от остального мира высокими горами и опасными ледниками. Но заслуженно считается «оазисом молодости». Ведь именно здесь живут осколки удивительного народа хунза.

Имеется множество свидетельств о том, что на Земле существует удивительное племя, представители которого никогда не болеют, выглядят молодо и удивительно долго живут. Они называют себя хунза, или хунзакуты. По разным данным, их численность составляет от 15 до 87 тысяч человек. Хунзакуты живут в очень суровых условиях на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита. Географическая изоляция позволила им сохранить свои естественные привычки и образ жизни, который формировался в течение тысячелетий.

Любопытно, но хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев. Не исключено, что основателями их первых общин были купцы и воины из армии Александра Македонского, которые осели здесь во время похода по горным долинам реки Инд.

Столица этого района — Каримабад. Более 95% населения — мусульмане, господствующий язык — бурушаски. До сих пор не установлено родство этого уникального языка с каким-либо другим языком или языковой семьей мира. Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств -Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали их в рабство. И те, и другие жили в хорошо укрепленных деревнях.

Народ хунза живет неподалеку от племени калашей и внешне похож на них. И у хунза и у калашей много голубоглазых и светловолосых.

Пройти через эти скальные массивы можно лишь по узким перевалам, ущельям и тропам. С древнейших времен эти пути контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Среди них Хунза считалось одним из самых влиятельных. Под влиянием хунзакутов было ущелье, по которому пролегал путь из Синьцзяна в Кашмир. Здесь они занимались регулярными грабежами и поборами с купцов и путников.

Поэтому их опасались как кашмирские войска на юге, так и кочевники-киргизы на севере. Так что хунза были далеко не так миролюбивы, как о них пишут в европейских источниках. Однако прославились они не своей воинственностью, а поразительным здоровьем и уникальным долголетием.

Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет, причем даже в столетнем возрасте они работают и ходят в горы. Их 40-летние женщины выглядят как юные девушки, а в 60 лет они еще очень активны. Утверждают, что женщины хунза способны рожать и в 65 лет.

Волшебная диета

Традиционно считается, что впервые о хунза рассказал европейцам талантливый английский военный врач Роберт Мак-Каррисон. В начале XX века он семь лет лечил больных в этом забытом богом районе, и якобы за все эти годы не встретил ни одного больного хунзакута. Он зафиксировал лишь несколько переломов костей и воспаление глаз.

На самом деле одним из первых исследователей этого района был британский полковник Джон Бидделф, живший в Гилгите с 1877 по 1881 год. Этот военный и по совместительству исследователь широкого профиля написал объемный труд «Племена Гиндукуша», в котором, наряду с другими народностями, описал и хунзакутов. Об их потрясающем здоровье и долголетии писали и другие ученые.

Большинство из них сделали вывод, что секрет долголетия хунза заключается в системе их питания. Потребление белков у горцев находится на низшем уровне нормы, а вынужденная диета и приводит к долгожительству. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза постоянно болеют и живут в два раза меньше.

Свой секрет долголетия местные жители видят в вегетарианстве, физическом труде и постоянном движении. Их основными продуктами питания являются овощи, зерновые культуры и свежие фрукты. Единственный плод, который они засушивают, -это абрикосы. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть в тушеном. Хлеб едят только черный. Причем при обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с мукой.

Часть зерновых культур употребляется в виде проросших зерен. Молоко и молочные продукты, соль, лакомства и алкоголь употребляются в крайне малом количестве. Надо признать, что хунза не являются строгими вегетарианцами. Тем не менее использование животной пищи очень скромное. Большинство из них только один или два раза в год едят мясо. Так как большинство хунза мусульмане, они никогда не употребляют свинину и кровь.

Раз в год, в то время, когда деревья не плодоносят, у племени наступает период голодания. Он может длиться от двух до четырех месяцев. Хунза его называют «голодной весной». В это время жители пьют воду, настоянную на сушеных абрикосах. Такой режим питания возведен в культ и строго соблюдается. Интересно, что дни вынужденного голодания никого не беспокоят и не тревожат. Хунза живут в это время так же интенсивно, как и в «сытые» дни. Видимо, вынужденное голодание является мощным стимулом для очищения организма и сохранения здоровья.

Назло болезням

На самом деле мнение, что хунзакуты практически не болеют, не совсем верно. Они действительно не знают о раке, сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете и преждевременном старении. Мак-Каррисон проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях он делал на заболеваниях, связанных исключительно с питанием. Множество других болезней осталось вне его поля зрения.

Отец и сын

В 1964 году эту область посетила группа американских врачей-кардиологов. Они обследовали 25 человек в возрасте 90-110 лет и пришли к выводу, что у них абсолютно все было в норме: и кровяное давление, и уровень холестерина, и функция сердца.

Но не все так безоблачно, как пытаются представить многие журналисты или адепты вегетарианства. Например, полковник Дэвид Лоример, проживший в Хунзе два года (1933-й и 1934-й) отметил в своей книге: «После зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят, лишь когда земля дает первые урожаи». Причиной этого, по его мнению, был недостаток витаминов.

Еще более конкретным был американский ученый Джон Кларк. В 1950 году он отправился в княжество, где проработал в общей сложности 20 месяцев и вел подробную статистику лечения местных жителей. За это время он принял 5 тысяч 684 пациента (население княжества на тот момент составляло менее 20 тысяч человек). То есть примерно четвертая часть хунзакутов нуждалась в лечении.

Какие же это были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, трахома, стригущий лишай, кожная сыпь и так далее», — отмечал врач. Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков. Зубы болели от почти полного отсутствия в еде жиров и витамина D. Проблемы же с глазами у них возникали из-за того, что в домах топили «по-черному», а дым очага с годами разъедал глаза.

И тем не менее в 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция, которая провела перепись населения и установила, что средняя продолжительность жизни здесь составляет 120 лет, что вдвое превышает этот уровень у европейцев. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление, что «полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

Похоже, что хунза реально обладают завидным здоровьем и их с полным основанием можно считать единственным относительно здоровым народом в мире. Для них пройти 100-200 километров — обычное дело. Они легко взбираются на крутые горы и возвращаются домой свежими и веселыми.

Утверждают, что хунза постоянно смеются и всегда в хорошем настроении, они никогда не нервничают и не ссорятся между собой. Учитывая же их исключительную бедность и отсутствие какой-либо внушительной собственности, становятся понятными их оптимизм, юмор и стабильно безмятежное настроение. Благодаря этому хунзакутов можно считать и самыми счастливыми людьми на Земле.

В конце 1964 года, газета «Неделя» - еженедельное иллюстрированное приложение к газете «Известия» опубликовала очерк о загадочном народе долины Хунза, обитающем на севере Пакистана. Очерк потом был перепечатан в различных региональных изданиях вся эта история стала легендой. И даже попала в «Энциклопедию долгожительства».

Каждый год два сильных горца спускаются с гор крайнего севера Индии и проделывают долгий путь пешком в Бомбей, к Ага-хану. Это посланники таинственного народа хунза, который живет в гималайской долине на высоте двух тысяч метров. Странное зрелище представляют эти двое людей, довольно бодрых после тысячекилометровой дороги по стране, где пустыни сменяются горам" а горы дикими джунглями. Согласно тысячелетнему обычаю, посланцы хунзы приходят в Бомбей, чтобы отдать все богатство, собранное их народом, который не ищет счастья в деньгах. Здоровье — вот культ, предмет заботы, единственное достояние хунзы. В этом заключается странный секрет этих людей, который в течение нескольких лет пытаются раскрыть ученые.

Шотландский врач Мак Каррисон провел четырнадцать лет в северном Кашмире среди народа, живущего рядом с хунзой. Всего лишь расщелина, на дне которой течет горная река, отделяет друг от друга две общины. то время как на одном берегу ему часто приходилось лечить жителей от самых тяжелых заболеваний, на другом не было ни малейших признаков болезней. Первое, что вызвало у него удивление, — это отсутствие терапии, даже самой примитивной. Как будто бы со времен седой древности люди народности хунза никогда не лечились, а продолжительность жизни в маленькой долине была — 110 — 120 лет. Зубная боль и расстройство зрения здесь неизвестны. Женщины выглядят красивыми и до пятидесяти лет сохраняют изящество фигуры. Наблюдая за жителями долины, Каррисон убедился, что хунза — не сверхлюди, их организм ничем особенно не отличается от нашего. Попав в обычные условия, они становятся уязвимыми для болезней. В то же время воздух и воду долины также нельзя считать очень полезными. Там живет много других племен в совершенно бедственном состоянии, страдающих от туберкулеза, тифа, диабета. Хунэу, без всякого сомнения, отличает от других образ жизни, возведенный в ранг религии, и особенно все, что касается режима питания.

Четырнадцать лет наблюдал Каррисон за жизнью горцев. Вернувшись на родину, он издал книгу, которую вначале встретили с некоторым недоверием.

Прошли годы. Этнографы и ориенталисты опубликовали очень интересные данные о хунзе, но вторая мировая война приостановила их работу, и лишь благодаря экспедиции Бельвефе в сентябре 1963 года на эту проблему был пролит новый свет. Экспедиция Бельвефе состояла из двенадцати человек. В нее входили три врача, биолог, этнограф и ботаник. Они нашли «счастливую долину» совершенно не изменившейся. Единственными уступками времени были школа и больница на восемь коек. Ее создал молодой пакистанский врач Али Ахтар, который был одновременно и в отчаянии и в восторге от того, что не имеет ни одного пациента. Бельвефе убедился, что секрет долголетия этих людей кроется в дисциплине питания, подлинной национальной доблести. Категорические ее заповеди сводятся к следующему: мало мяса, за исключением праздников; вегетарианская пища, в основном овощи в сыром виде, кипяченая вода и никаких возбуждающих средств — ни алкоголя, ни табака.

Главная составная часть диеты — фрукты. В долине растут вишни, сливы, персики, абрикосы, дыни, груши, яблоки, виноград. После сбора урожая часть фруктов сушат на соломенных подстилках и запасают на зиму.

Хунза — земледельческий народ, обладающий полной продовольственной автаркией (автономией). За исключением небольшого количества соли, они никогда ничего не покупают за пределами своей долины. Три-четыре месяца, когда плантации не плодоносят, они называют «голодной весной». И тут участники экспедиции сделали потрясающее открытие: в течение этих месяцев хунза не едят.

По крайней мере по нашим понятиям. Лишь один раз в день хунза принимают стакан питательного напитка, приготовленного из фруктов и горной воды. Анализ напитка объяснил все: это был настоящий насыщенный коктейль, содержащий почти все жизненно важные питательные вещества. Хунза готовят свое «чудесное снадобье» а основном из абрикосов. К каждому плоду хунза относятся с уважением. Ядро косточки они едят или давят на масло, а древесина идет на дрова, ибо долина бедна топливом. Этот «плод здоровья» является подлинным добрым гением народа, что подтверждает его пословица: «Твоя жена откажется следовать за тобой туда, где не плодоносят абрикосовые деревья».

Быть красивым, здоровым и сильным до конца своих дней, обладать духом справедливости и терпимости — значит для народа хунза вести существование, достойное того, чтобы жить на земле.

Давид ДЕБАРК (из французского журнала «Констелласьон»)

«КОНСТЕЛЛАСЬОН» («Constellation» — «Созвездие») ежемесячный французский журнал.

Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал.

Издревле люди мечтали о лучшей жизни. Это находило отражение в сказках, легендах, притчах. Поговорка «хорошо там, где нас нет», которую и сейчас почти на каждом шагу слышно, показывает, что, хотя современным людям уже не приходится сильно пахать (во всех смыслах этого слова), как их предкам, стремление к лучшей доле – к краям, где реки молочные, а берега кисельные, не пропало.

Сказки осовременились, а люди, несмотря на доступ к информации, все так же верят эзотерикам и гуру и отмахиваются от реальности при первой возможности.

Современных мифов много, но один из них коснулся меня непосредственно. В Рунете да и вообще в Интернете довольно часто попадаются тексты о таинственной стране Хунза, где люди не знают болезней и живут долго, потому что правильно питаются и не едят мясо. В русских вариантах тексты эти имеют почти одинаковое содержание и набор фотографий. Особенно популярны такие тексты у вегетарианцев.

Поэтому ниже миф о Хунзе с полным его, как писал М.Булгаков, разоблачением (привожу выдержки с сохранением стиля и рекомендую обратить внимание на выделенное жирным шрифтом):

Есть на Земле удивительное племя, члены которого не знают никаких болезней . Они живут в очень суровых условиях в недоступном высокогорном краю на севере Индии , в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами. Впервые о них рассказал европейцам талантливый английский военный врач Мак Каррисон, в начале XX века 14 лет лечивший больных в этом забытом Богом районе.

Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем, но за все годы работы Мак Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже зубная боль и расстройство зрения им неизвестны . В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, с разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, которая показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет. Они живут и более 160 лет, женщины даже в преклонные годы сохраняют способность к деторождению, не посещают врачей, да и врачей там попросту нет .

После Мак Каррисона изучением хунзакутов занялся другой ученый - доктор Ральф Бирхер, посвятивший годы исследованию жизни этого малочисленного народа (их всего 15 тысяч человек).

Все европейские наблюдатели отмечали, что единственное отличие хунзакутов от соседей – рацион, основа которого – пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы . Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка – вот и вся суточная еда.

Хунзакутам свойственны, прежде всего, оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство. Управляют ими король и совет старейшин, у них нет ни полиции, ни тюрем. Дело в том, что в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений. Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны .

Выделенные жирным шрифтом фрагменты текста, причем далеко не всё выделено, – не соответствуют истине. Говорят, что первоисточником этого текста о Шангри-Ле или одной из вариаций такого текста была «Неделя» (газета-приложение к «Известиям») в номере которой в конце 1964 года появилась статья, перепечатанная из французского журнала «Констелласьон».

В тех или иных вариациях эти тексты гуляют по Сети и продолжают обрастать фантастическими подробностями. Терпение лопнуло, когда в одной из таких небылиц появились мои фотографии Хунзы.

Долина Хунзы, какой ее видели эмиры княжества

С террасы королевского дворца – Балтит-форта

Однако вернемся к Маккаррисону. Он проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях Маккаррисон делал на заболевания, лишь связанные с питанием. Множество других болезней осталось вне поля его зрения. Причем не только по этой причине.

Вот это фото, сделанное мною в Хунзе в 2010 году, появилось в ряде небылиц. На плетеном блюде сушатся помидоры

Во-первых, Маккаррисон жил и работал в административной столице Гилгитского агентства. Работа эта невыездная, так как своих больных в Гилгите предостаточно, плюс те, кто приходил из близлежащих деревень.

Врачи, служившие здесь, изредка делали объезды подведомственной и поистине гигантской для одного врача территории, нигде подолгу не задерживаясь. Изредка – это раз в год и только в сезон – когда перевалы свободны от снега. На тот момент дороги до Хунзы не существовало, были лишь караванные тропы, путь был очень нелегким и занимал 2 – 3 дня.

А какой больной, тем более тяжело больной будет в состоянии пройти более сотни километров по страшной жаре летом (испытано на себе) или по весьма неприятному холоду зимой к европейскому, тем более британскому (!) врачу? Ведь в 1891 году англичане провели успешную военную операцию по захвату княжества, присоединили его к Британской империи, и можно предположить, что любить англичан особых поводов у хунзакутов не было.

Одна из улиц в Гилгите сегодня. Уже весной температура здесь может достигать плюс 40 градусов

Если добавить к этому мелочи вроде того, что, например, женщины-мусульманки с гинекологическими проблемами никогда и ни при каких условиях в то время (да и сейчас, полагаю) не пошли бы к врачу-мужчине, да еще и неверному, то очевидно, что статистика, которую собирал талантливый врач Маккаррисон, далека от реального положения вещей в княжестве Хунза. Что и подтвердили позднее другие исследователи, о трудах которых поборники вегетарианства и здорового образа жизни либо умалчивают сознательно, либо, что скорее всего, просто о них не знают. К этим трудам я вернусь чуть позже…

Ищущие страну Шангри-Ла в Хунзе предполагают, что, возможно, болезни миновали хунзакутов ввиду того, что они живут в труднодоступных краях и вообще почти не соприкасаются с чужеземцами. Это неверно. Труднодоступные эти края были поначалу для европейцев. Что касается последнего времени, с 1970-х годов ни о какой изоляции речи нет – Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем пролегает как раз через Хунзу.

Вид на наиболее старую часть Хунзы – Алтит-форт и дома вокруг него. На другом берегу реки Хунзы Каракорумское шоссе

Но и ранее изоляции не существовало. В горах Каракорума и Гиндукуша не так много перевалов, через которые можно попасть из стран Центральной Азии в Индию и обратно. Через такие перевалы проходили ответвления Великого шелкового пути, по которым шли караваны. Одно из таких ответвлений – из Синьцзяна в Кашмир – контролировали хунзакуты (из Алтит-форта ущелье просматривается очень хорошо в обе стороны), они занимались регулярным грабежом и взиманием дани с караванов и путников.

«Весной 1889 года жажда путешествий вновь охватила меня, однако начальство не разрешило поездку, – пишет в то время капитан британской армии Янгхазбенд, – пришлось умирать со скуки и сдувать пылинки с мундира. И вот когда мои мучения достигли предела, прибыла телеграмма из Лондона из министерства иностранных дел с приказом провести разведку северных границ Кашмира в районе, где находится страна хунзакутов или канджутов, как называют их жители Синьцзяна. Хунзакуты постоянно совершали набеги на соседние страны. Не только жители Балтистана опасались их, но и кашмирские войска в Гилгите, то есть на юге, и кочевники-киргизы на севере пребывали в страхе в ожидании нападения.

Когда в 1888 году я был в том районе, до меня дошел слух об очередной дерзкой атаке на караван киргизов, большое число которых хунзакуты либо убили, либо захватили в рабство. Киргизы больше не стали терпеть и обратились с петицией к китайскому императору, однако тот остался глух к просьбам. Тогда кочевники попросили о помощи Британию, и в итоге мне было поручено договориться с эмиром Хунзы».

Договориться с эмиром Янгхазбенду не удалось. Сидевший на троне Хунзы в то время эмир Сафдар Али был жесток и глуп. Янгхазбенд вспоминал потом, что эмир считал британскую королеву и русского царя едва ли не равными себе эмирами соседних княжеств. Правитель сказал буквально следующее: «Мое княжество – только камни и лед, пастбищ и возделанной земли совсем немного. Набеги – единственный источник дохода. Если королева Британии хочет, чтобы я прекратил грабить, пусть выделяет мне субсидии».

Именно поэтому британцы и начали военную кампанию против Хунзы – ее правитель слишком уж прочные начал устанавливать связи с Россией и Китаем, слишком рассчитывал на помощь этих империй, и слишком безнаказанным себя чувствовал, занимаясь грабежами. За что и поплатился. Ход военной операции замечательно описан в книге Эдварда Найта «Там, где встречаются три империи» (Edward Knight «Where Three Empires Meet»).

Так что хунзакуты были далеко не так миролюбивы, как хотелось бы вегетарианцам. Однако насчет того, что в Хунзе сейчас нет ни полиции, ни тюрем, так как в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений , все правильно… Авторы мифа о Хунзе приписывают эти особенности вегетарианству хунзакутов и забывают лишь упомянуть, что преступности почти нет во всем Гилгит-Балтистане. Хотя в последнее время случилось несколько неприятных исключений, например, .

Гилгит-Балтистан на карте фонда Ага-хана (за исключением Читрала). На всю эту территорию был один-единственный британский врач

Север Пакистана – один из самых спокойных регионов страны – это можно прочесть в любом туристическим проспекте, и это правда ввиду немногочисленности населения и удаленности территорий от крупных городов.

Среди всего объема доступной литературы про Хунзу имело смысл выбрать те документы, авторы которых не повернуты на эзотерике либо вегетарианстве и которые долго прожили в Хунзе и занимались наблюдениями и изысканиями. Подавляющее же большинство путешественников попадало в Хунзу ненадолго и, как правило, только в сезон, то есть летом.

В результате поисков в руки попала книга Джона Кларка «Хунза. Затерянное гималайское королевство» (John Clark «Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). Кларк – американский ученый, отправившийся в княжество с целью поиска полезных ископаемых в 1950 году. Это была основная его цель, кроме того, он планировал организовать школу деревообработки, познакомить хунзакутов с достижениями сельского хозяйства США и устроить в княжестве лазарет или мини-госпиталь.

В общей сложности Кларк провел в Хунзе 20 месяцев. Особенно интересна статистика лечения хунзакутов, которую он, как и подобает настоящему ученому, скрупулезно вел.

И вот что он пишет: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)». То есть более пятой, а то и четвертая часть хунзакутов нуждались в лечении. Какие же были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки). Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков.

О кожных заболеваниях у детей, вызванных недостатком витаминов, писал и полковник Дэвид Лоример (David Lockart Robertson Lorimer), представлявший британское правительство в Гилгитском агентстве в 1920 – 1924 годах и живший в Хунзе с 1933 по 1934 год: «после зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят лишь, когда земля дает первые урожаи». Полковник был, кстати, замечательным лингвистом, его перу в числе прочих принадлежат три книги «Грамматика», «История» и «Словарь» языка бурушаски (The Burushaski Language. 3 vols.), на котором разговаривают хунзакуты и который не входит ни в одну языковую группу.

Проблемы с глазами, особенно у пожилых хунзакутов, были вызваны тем, что в домах топили «по-черному», а дым от очага хоть и выводился через отверстие в крыше, все равно ел глаза.

Аналогичное устройство крыш можно увидеть и в кишлаках Средней Азии. «Через эту дыру в потолке уходит не только дым, но и тепло», – писал Янгхазбенд

Ну, и что касается вегетарианства… Не только в Хунзе, но и – опять же – во всем Гилгит-Балтистане люди живут бедно и едят мясо только по большим праздникам, в том числе религиозным. Кстати, последние до сих пор часто связаны не с исламом, а с доисламскими верованиями, отголоски которых очень даже живы на севере Пакистана. Ритуал на фото ниже, буде исполнен где-нибудь в Центральном Пакистане, где живут ортодоксальные мусульмане, привел бы к убийству за мракобесие.

Шаман пьет кровь жертвенного животного. Северный Пакистан. Район Гилгита, 2011 год. Фото Afsheen Ali

Если бы была возможность есть мясо чаще, хунзакуты бы его ели. Вновь слово доктору Кларку: «забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом, отсюда возникли нелепые слухи о том, что жители страны – вегетарианцы. Просто они могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году. Поэтому они съедают убитое животное целиком – мозг, костный мозг, легкие, требуха – все идет в пищу за исключением трахеи и гениталий».

И еще: «так как диета хунзакутов бедна жирами и витамином D, у них плохие зубы, у доброй половины бочкообразная грудная клетка (один из признаков несовершенного остеогенеза), признаки рахита и проблемы с опорно-двигательным аппаратом».

Хунза, действительно, красивое место. Здесь достаточно мягкий микроклимат, который создают окружающие горы. Здесь, действительно, была одна из немногих точек, где еще совсем недавно сходились три империи – Российская, Британская и Китайская. Здесь до сих пор сохранилась уникальная доисторическая наскальная живопись, здесь на расстоянии вытянутой руки полно шести- и семитысячников и да, в Хунзе, равно как и в Гилгите и в Скарду, растут замечательные абрикосы. Попробовав первый раз урюк в Гилгите, я не мог остановиться и съел его где около полукило – причем немытого, наплевав на последствия. Ибо таких вкусных абрикосов раньше пробовать не доводилось. Это все – реальность. Зачем придумывать сказки?


Запись 12:
Запись 13:
Запись 14:
Запись 15: Хунза – страна вегетарианцев-долгожителей. Эта запись

Скорее всего, секрет - в их питании.

Есть на Земле одно племя, которое не знает ни рака, ни сердечно-сосудистых заболеваний и отличается исключительным долгожительством. Члены этого племени живут в суровых условиях на севере Индии в Гималаях, на берегу реки Хунзы. Это место называется очень красиво - Счастливая долина.

Впервые об этом племени рассказал английский врач Мак Каррисон, который в начале XX века лечил в этих районах больных. Почти все тамошние племена не блещут здоровьем - туберкулёз, тиф, диабет, базедова болезнь, наследственный кретинизм, чума, холера, сифилис. А среди хунзов все были здоровы (не считая переломов и воспалений глаз).

Территория их проживания отрезана от всего мира горами. Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет , причём в возрасте 100 лет они ещё работают в поле!

Главные черты хунз - оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство . Управляют хунзами король и совет старейшин; у них нет ни полиции, ни тюрем . В этом обществе не бывает нарушений общественного порядка и преступлений!

Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны.

Сам народ хунза очень беден . В горах каждый клочок земли на вес золота. Дожди идут редко, снега мало, поэтому местность отличается нехваткой воды.

Коровы там маленькие, тощие козы и овцы пасутся на каменистых горных склонах, молока дают мало (менее двух литров в день , и то лишь сразу после отёла), и в нём содержится мало жира. Овцы вовсе не дают молока, а козы - очень мало. Мясо животных жилистое и совершенно обезжиренное.

Зимой хунзы спят в каменных домах, где нет окон (есть только одно отверстие), причём на каменных скамьях. Домашний скот содержат прямо в прихожих.

Естественно, у них нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается с помощью сухих веток и листьев. На таком огне варят пищу; умываются и стирают одежду только холодной водой . Хунзы обходятся без бань, горячей воды и мыла.

В зимние месяцы люди питаются скудными запасами злаков (прямо в зёрнах) и сушёными абрикосами, но к концу зимы продукты кончаются .

Весной хунзы постятся. Этот период, продолжающийся около 2–3 месяцев, они называют «голодной весной» . Еда поступает с созреванием нового урожая.

Что же едят хунзы?

Основные продукты питания - овощи, зерновые культуры, свежие фрукты. Компоты и варенья не заготовляются.

Единственный плод, который засушивают на зиму - абрикосы, и то потому, что из ядер абрикосов приготавливается масло, необходимое для готовки.

Любимые плоды - абрикосы и черника. Выращивается шпинат (самое любимое блюдо), морковь, салат-латук, репа, горох, капуста, тыква. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть - в тушёном.

Хлеб - только чёрный.

При обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с мукой. Выращивают ячмень, просо, пшеницу и гречиху . Часть зерновых культур употребляют в виде проросших зёрен .

Хунзы не вегетарианцы, хотя мясо едят только по праздникам . Скот пасётся в долине и не знает других кормов, кроме травы. После того, как скотину забьют, мясо съедается сразу же .

Из винограда хунзы делают вино , но и оно пьётся только в особых случаях.

Хунзы едят два раза в день - в обед и в ужин. Завтракают только дети.

Несмотря на всё это, хунзы обладают завидным здоровьем. Согласно достоверным научным исследованиям, хунза - это единственный здоровый и счастливый народ во всём мире.