Кто приказал убивать мусульман в бирме. Буддисты против мусульман: что стоит за резней в Мьянме? Чёрное и белое

В мировой истории неоднократно имели место трагические события, в основе которых были межнациональные противостояния внутри одной страны или одного региона. В конце 20 и начале 21 века по всему миру вспыхнули локальные военные конфликты, причиной которых были межэтнические столкновения на языковой, национальной или религиозной почве. Одним из последних текущих религиозных конфликтов остается резня мусульман в Мьянме, предпосылки которой тянутся еще со времен основания этого государства.

Первые отголоски межэтнического противостояния

Еще со времен британских колонизаторов в северо-западном регионе Бирмы Ракхайне возникли мелкие конфликты на фоне вероисповедания. Ракхайн заселяли две большие группы народностей: рохинджа, исповедовавшие ислам, и буддисты араканцы.

В период Второй мировой войны Бирма была полностью оккупирована милитаристской Японией. Мусульманское население поддерживала антигитлеровскую коалицию, и получило оружие для борьбы с захватчиками. Поскольку араканцы были с японцами единоверцами, то мусульмане направило полученное от союзников вооружение именно на них. Тогда жертвами вооруженного столкновения стало около 50 000 человек.

После войны Великобритания наделила Мьянму независимостью, что привело к массовой безработице, хаосу и гражданской войне. Эти события еще больше разъединило мусульман и буддистов. В тяжелое послевоенное время вопрос стабилизации межконфессиональных отношений был далеко не на первом месте.

Накал обстановки в стране

Начиная с 50-ых годов прошлого столетия Мьянма переживает рост экономики и промышленности. Однако это не спасло государство от постоянных стычек между религиозными группами

Основными факторами, способствующими обострению ситуации были:

  1. Заселение Ракхайна мусульманами из соседних государств, которые прибывали в Бирму с целью временного заработка;
  2. Объединение трудовых мигрантов в общины;
  3. Ущемление в правах как приезжих, так и коренных жителей, исповедовавших ислам;
  4. Отказ центральной власти выдавать паспорта коренным рохинджа;
  5. Гонения со стороны националистических буддистских организаций.

С середины 1980-ых годов в Мьянме начал назревать экономический кризис. Наиболее тяжелым он был именно в штате Ракхайн. Отсутствие дотаций из казны, высокий уровень безработицы, снижение социальных выплат, а также передача земель рохинджа жителям других буддистских регионов сформировали у мусульман крайне негативное отношения к правительству.

Геноцид мусульман в Бирме

Пик внутренних стычек произошел в 2012 году после жестокого изнасилования буддистской молодой девушки. Преобладающее буддистское население обвинило в ее смерти местных мусульман , после чего их кварталы, а том числе мечети и мелкий бизнес подверглись сильным погромам и мародерствам.

В ходе массовых беспорядков создавались радикально настроенные политические организации, такие как АРСА и «Движение веры Аракана». Они взяли на себя ответственность за погромы и атаки на органы полиции.

Спустя 5 лет 25 августа 2017 года ситуация повторилась снова. Около 30 участков полиции были подвержены нападениям со стороны АРСА. Как результат, в Мьянме ввели режим контртероррестической операции. Власти применили правительственные войска и силы полиции для зачистки региона от мусульман.

В ходе боев местного назначения было ликвидировано около 400 мятежников. Среди мирного населения было убито 14 людей, а со стороны властей 12 военнослужащих.

Результатом такого террора стало бегство несколько тысяч мирных жителей в Бангладеш и Индию. Для того чтобы переселенцы не смогли вернуться назад в Ракхайн, власти заминировали приграничную с Бангладешем зону. Миссия ООН признало обстановку в государстве критической, что вынудило приостановить работу миссии.

Реакция мирового сообщества на положение в Мьянме

Официальные власти данной страны утверждают, что ничего критического не происходит и они проводят операцию по наведению конституционного порядка и пресечению бандитизма среди религиозного меньшинства. Несмотря на такие заявления, ООН предоставила ряд документов, которые были составлены со слов беженцев и очевидцев.

Согласно данным международных организаций по правам человека в Ракхайне царит жестокость и насилие со стороны армии по отношению к мусульманам. Отмечались неоднократные провокации со стороны органов власти с целью дискредитировать религиозную общину.

Министр иностранных дел Аун Сан Су Чжи утверждает, что буддистское население в регионе постоянно сокращается и власти обеспокоены такой тенденцией, и намерены стабилизировать отношения между двумя религиозными группами.

Ряд исламских государств обеспокоен таким развитием политического сценария и направили в МИД Мьянмы официальные ноты протеста, а также подготовили необходимую гуманитарную помощь пострадавшим детям.

Геноцид мусульман в Мьянме: Орхан Джемаль

В некоторых городах России, В Москве и Грозном в частности, проводились митинги в поддержку мусульманского населения Мьянмы. Однако, никто из митингующих не владел реальной информации о текущем положении. Российский журналист Орхан Джемаль решил самостоятельно разобраться в ситуации и провел в Азии около месяца.

После приезда домой Джемаль неоднократно освещал увиденные собственными глазами события:

  • Постоянное унижение последователей ислама;
  • Ущемление в элементарных гражданских правах;
  • Жестокое избиение религиозного меньшинства;
  • Насилие со стороны военных по отношению к женщинам;
  • Жесткий приграничный контроль;
  • Постоянные провокации в исламских селеньях.

Вернувшись домой, Орхан Джемаль несколько раз выступал по телевидению с целью осветить публике увиденные события. Журналист постоянно проводит различные мероприятия для поддержки сторонников ислама по всему миру.

Казалось бы, 21 век - это новая эра гуманных и миролюбивых отношений между странами, народами и религиями, в которое неприемлемо насилие и жестокость. Но как свидетельствует резня мусульман в Мьянме, еще далеко не каждое государство способно встать на цивилизованный путь своего развития.

Видео о шокирующих событиях в Бирме

В данном ролике Илья Митрофанов расскажет о событиях, предшествующих кровавой бойне в Мьянме:

Антон Цветов

эксперт Центра стратегических разработок

— Конфликт в Мьянме начался еще во времена борьбы страны (тогда Бирма) за независимость после окончания Второй мировой войны. Тогда же и начались столкновения между буддистами и местными мусульманами, рохинджа.

Буддистов в Мьянме — большинство, мусульмане — в меньшинстве и проживают компактно в западной части штата Аракан. На этой территории проживает и огромное количество беженцев из соседней Бангладеш, осевших здесь за это продолжительное время.

Рохинджа практически никогда спокойно на этой территории не жили, всегда находились в конфликте с местным буддистским населением. Возобновлялся этот конфликт витками, последний такой крупный, как сейчас, виток был в 2013-м году.

Нынешняя фаза длится с октября прошлого года, начиная с нападений боевиков организации, которая якобы представляет интересы рохинджа. Тогда она называлась «Армия веры», сейчас она называется «Армия спасения рохинджа Аракана». Это боевая организация, которая еще четыре года назад совершала нападения, а 25 августа ее люди напали на подразделение бирманской армии. Как и в прошлый раз, эти вылазки вызвали жесткую ответную реакцию со стороны вооруженных сил Мьянмы, в политической жизни которой военные по-прежнему играют очень серьезную роль.

Поддержка мусульман Мьянмы все это время была довольно значительной и в самой Азии. На протяжении всего последнего витка конфликта, то есть с октября 2016 года, мы видим довольного много выступлений в поддержку рохинджа.

Самое яркое движение действует в Малайзии, где присутствует большое сообщество беженцев рохинджа. Там на поддержке рохинджа пытается сделать политический капитал даже премьер-министр страны Наджиб Разак. Он находится в сложном внутреннем конфликте с бывшим премьер-министром и пытается привлечь внимание к своей роли защитника мусульман всей Восточной Азии. Мы видим, что он уже достаточно жестко и одним из первых высказался о ситуации в Мьянме, и это он назвал происходящее «геноцидом» мусульман.

Кроме официальных лиц Малайзии, общественность многих других мусульманских странах выступает в поддержку народа рохинджа. Например, внутри Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) исламский блок вообще выступает за то, чтобы Ассоциация от своего имени осудила действия официальных властей Мьянмы.На стороне рохинджа находятся международные правозащитные организации, управление ООН по делам беженцев и по правам человека и сильный медийный аппарат. Самые беспокойные сообщения о кризисе рохинджа поступают обычно от «Аль-Джазиры» и СМИ стран Персидского залива.

Роль России исторически никогда не была значительной в этом конфликте.

Для Китая ситуация гораздо более чувствительна, потому что Мьянма — это его сосед и зона влияния, Китай вкладывает ресурсы в стабильность региона, поддерживая действующее правительство. У Китая там есть серьезный экономический интерес. Для него Мьянма — одна из стран, через которую может пройти новый маршрут поставок товаров в Европу.

поправка

Редакция изменила прежний некорректный заголовок материала, в котором говорилось о поддержке Россией мусульман-рохинджа в Мьянме, приносим извинения читателям. На самом деле поддержку мусульманам выражает мусульманское сообщество России и региональные лидеры — например, Рамзан Кадыров. Официально Москва до сих пор разделяла позицию Китая, то есть поддерживала действия правительства Мьянмы. А вчера на саммите БРИКС Владимир Путин заявил, что Россия осуждает всякое насилие в Мьянме, а главам субъектов РФ никак не запрещается иметь собственные взгляды на внешнюю политику, отличные от официальной.

Выбранные фильтры: мм. ГОСТ Сбросить все. ГОСТ. ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ ГОСТ Труба стальная х12 сталь 3СП ГОСТ руб./кг 81 руб./кг. Заказать. В корзину. - 7%. Труба стальная х14 сталь 09Г2С ГОСТ руб./кг 81 руб./кг. Заказать. В корзину. - 7%. Труба стальная х14 сталь 10 ГОСТ руб./кг 81 руб./кг.

Заказать. В корзину. - 7%. Труба стальная х14 сталь 20 ГОСТ руб./кг 81 руб./кг. Заказать. В корзину. - 7%. Труба стальная х15 сталь 10 ГОСТ руб./кг 81 руб./кг. Заказать. В корзину. - 7%. Труба стальная х15 сталь 20 ГОСТ руб./кг 81 руб./кг. Заказать. В корзину. - 7%. Среди многообразия трубного металлопроката одну из самых востребованных позиций занимают трубы стальные электросварные ГОСТ –80 диаметр мм.

Использование высококачественной стали в качестве сырья для их изготовления позволяет добиться значительной прочности, долговечности, нечувствительности к вредным воздействиям, гибкости. Обратите внимание, что толщина ее стенки может быть различной (в пределах значений, регламентированных ГОСТ), в зависимости от чего различается применение такой продукции.

Использование трубы мм. Труба стальная мм относится к одной из наиболее популярных среди аналогичной трубной продукции. Ее применяют: -в машиностроении. Стандарт: ГОСТ, Длина: 12 м (мерная). В современной промышленности не обойтись без прочных и надежных стальных труб. Электросварная труба диаметром мм используется для монтажа промышленных трубопроводов и городских инженерных сетей. Благодаря высоким показателям прочности и стойкости к коррозии, трубы ×7 и ×8 успешно применяются для перекачки горячих или агрессивных жидкостей и газов. Где выгодно купить трубу электросварную мм в СПб?

От своевременных поставок стальных труб достойного качества во многом зависят сроки монтажа и себестоимость прокладки промышленных трубопроводов или коммунальных сетей. ѕ. - - 8. Трубы для трубопроводов диаметром миллиметров и более. изготовленные по ГОСТ поставляют с предельными отклонениями по наружному диаметру торцов. приведенными в табл. 4. Таблица 4. Наружный диаметр труб. Труба электросварная мм. Стандарт: ГОСТ Длина: 12м. Наличие: В наличии. Цена: руб. Трубы стальные электросварные прямошовные.

Металл: Сталь ГОСТ: ГОСТ; ГОСТ Диаметр: мм Толщина: мм Длина: 12м. Труба электросварная мм. Масса трубы стальной наружный диаметр мм (электросварная). Ø 4,0мм. 31,кг. 31,6мп. Ø 4,5мм. 35,кг. 28,1мп. Ø 5,0мм. 39,кг. 25,3мп. Ø 5,5мм.

43,кг. 23,1мп. Ø 6,0мм. 47,кг. 21,2мп. Ø 7,0мм. 54,кг.!

Categories Post navigation

В Мьянме обострился многолетний конфликт, вызванный религиозно-этнической враждой между мусульманским меньшинством (народом рохинджа) и основным составом населения (бирманцами), исповедующим буддизм.

Его спровоцировал налет группировки "Армия спасения рохинджа Аракана" на 26 полицейских постов и военную базу страны неделей ранее. Участники группировки якобы хотели таким образом отомстить правительству за многолетние преследования народности, однако значительно усугубили ситуацию. В ответ на гибель 59 сотрудников сил безопасности в ходе столкновений власть Мьянмы начала, по их версии, антитеррористическую операцию, которая уже стала крупнейшей волной насилия с 2012 года в истории федеративного государства.


Только за последние семь дней были убиты почти 400 человек, подавляющие большинство из которых мирные жители народности рохинджа. В ООН заявили, что около 73 тыс. представителей народности бежали из страны в Бангладеш. По пути некоторые из вынужденных беженцев потонули.


На территории Бангладеш в лагерях беженцев, где почти нет воды, пищи и лекарств, за последние годы скопились, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч представителей этого народа.

Очевидцы рассказывают ужасающие истории о том, как правительственные войска и помогающие им буддистские добровольцы убивают рохинджа, насилуют женщин и жгут деревни. По их словам, люди, включая тех, кто бежит от насилия, гибнут под обстрелами, против гражданского населения пускают в ход гранатометы и вертолеты. Кроме того, власти Мьянмы ограничили доступ к нуждающимся в помощи жителям штата Ракхайн.


Пресс-центр ООН

Правозащитники Human Rights Watch на спутниковом снимке зафиксировали более 700 сожженных домов лишь в одном из сел региона.

Международное сообщество обеспокоено, но решения нет

Международное сообщество выразило "глубокую обеспокоенность сообщениями о чрезмерном использовании силы" в ходе правительственных операций в штате Ракхайн в Мьянме. В частности, последние события в стране были обсуждены Советом безопасности ООН на закрытом заседании, состоявшемся по инициативе Великобритании 31 августа.


Совбез ООН, архив EPA

Постпред Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт, комментируя итоги обсуждений, сказал, что они прошли в конструктивном ключе. "Мы обеспокоены ситуацией в Мьянме и осуждаем любые формы насилия. Призываем все стороны конфликта снизить накал напряжения", - отметил он.

Позже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что правительство Мьянмы обязано обеспечить безопасность всех жителей страны и позволить ООН и ее партнерам оказать гуманитарную поддержку нуждающимся.

С претензиями в адрес правительства Мьянмы выступила также посол США в ООН Никки Хейли.

Однако представители стран в ходе заседания не приняли никаких официальных документов по региону.

Такая реакция международного сообщества возмутила мусульман всего мира. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал столкновения, происходящие в штате Ракхайн в Мьянме, "геноцидом мусульман".


Президент Турции Реджеп Эрдоган Фото из открытых источников

"Те, кто закрывает глаза на этот геноцид, совершаемый под маской демократии, являются его соучастниками… Численность мусульманского населения в Аракане, составляющая еще полвека назад четыре миллиона, в результате преследований и кровопролития сократилась на одну треть. Тот факт, что мировое сообщество хранит молчание в ответ на это, является отдельной драмой", - заявил он на мероприятии, организованном правящей Партией справедливости и развития в Стамбуле в связи с праздником Курбан-байрам.

По словам Эрдогана, с 19 сентября будут проводиться заседания Совбеза ООН по ситуации в Мьянме. "Турция сделает все возможное, чтобы донести до мирового сообщества факты, касающиеся ситуации в Аракане. Вопрос будет обсуждаться и в ходе двусторонних переговоров. Турция будет говорить, даже если остальные решат молчать", - подчеркнул он.

При этом стоит отметить, что не все страны поделились на тех, кто осуждает, и тех, кто молчит по этому поводу. Есть и такие, которые относятся к рохинджа с неприятием. Например, власти мусульманской Малайзии отказались выдавать удостоверения беженцев всем без исключения рохинджа, объяснив такое решение тем, что это приведет к массовому притоку мусульман из Мьянмы, что для руководства Малайзии "недопустимо". При этом в Малайзии уже находятся не меньше 120 тысяч беженцев-рохинджа.

40 тысяч рохинджа планируют выслать власти Индии, несмотря на то что ООН признала часть из них беженцами. Представитель индийского правительства на днях заявил, что все рохинджа находятся в стране нелегально.

После этого в разных странах мира прокатилась волна митингов мусульман против бесчинств в Мьянме и отсутствия должной реакции международного сообщества. Так, накануне в центре Москвы у посольства Мьянмы прошла беспрецедентная для страны несогласованная акция в поддержку мусульман-рохинджа. Мусульмане еще никогда не выходили на митинги в России, тем более сотнями.


Сегодня подобная акция проходит в Чечне. Интересно, что ее инициатором выступил глава республики Рамзан Кадыров. Накануне он призвал всех неравнодушных к ситуации в Мьянме отправлять протесты в ООН и посольство Мьянмы, а сегодня заявил, что выступит против курса политического руководства Российской Федерации, если оно поддержит власти Мьянмы, притесняющие мусульман-рохинджа в штате Ракхайн.


Из открытых источников

Примечательно, позиция России на данный момент мало отличается от позиций "обеспокоенности" большинства стран.

Также митингуют мусульмане в Австралии и Индонезии. Люди призывают руководство стран не стоять в стороне конфликта.

Почему буддисты и мусульмане Мьянмы убивают друг друга

Республика Союз Мьянма, как теперь официально называется это государство, состоит из семи провинций, населенных собственно бирманцами, "бама", и семи национальных штатов, ни один из которых в реальности никогда не признавал власти центрального правительства. Населяющие их народы и разнообразные местные политические и криминальные объединения всегда вели против столицы и против друг друга свои гражданские войны – хотя в последнее время со всеми штатами формально было достигнуто соглашение о прекращении огня.

Уходя из Мьянмы, тогда называвшейся Британской Бирмой, в 40-е годы 20-го века британская колониальная администрация пообещала предоставить независимость почти всем национальным окраинам, что отчасти и стало причиной последующих конфликтов, так как сделано не было. В числе несостоявшихся государств был и национальный штат Аракан, или же Ракхайн, – довольно узкая полоса земли на бирманском побережье Бенгальского залива, на крайнем западе граничащая с Бангладеш. Именно самый бедный район страны и является родиной полуторамиллионного мусульманского народа рохинджа, по их собственному мнению. Власти же Мьянмы так не считают, называя весь этот этнос "незаконными иммигрантами", а также "исламскими боевиками".

Долгие годы правительство страны не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, а называли "мусульманами, проживающими в Араканской области". К слову, в правительстве страны нет ни одной партии, которая представляла бы интересы этой народности. Но рохинджа считают себя народом Мьянмы и отстаивают свои права на гражданство и другие, связанные с ним права.

Кроме того, многие эксперты полагают, что неверно утверждать, что народности не предоставляют гражданства исключительно из-за религиозных или этнических предрассудков. Одной из причин обострения ситуации также называются демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

Подлил также масло в огонь и другой факт. Во время Второй мировой войны, когда Британская Бирма была захвачена Японией, мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев и начали партизанскую борьбу. Местные же буддисты в штате Аракан (Ракхайн) поддержали японских оккупантов, пообещавших предоставить стране независимость, и стали массово вступать в союзную Токио "Национальную армию Бирмы". Во главе нее стоял генерал Аун Сан, один из основателей Коммунистической партии Бирмы – отец Аун Сан Су Чжи, ныне возглавляющей правительство страны.


Аун Сан Су Чжи во время встречи с экс-президентом США Бараком Обамой, архивное фото Из открытых источников

Кстати, о лидере страны немного отдельно. Аун Сан Су Чжи, долгие годы боролась за демократизацию в Мьянме, где царил военный режим. На данный момент она является лауреатом Нобелевской премии мира и имеет особый статус и пост "государственного советника Мьянмы". Эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, Аун Сан Су Чжи влияет на все решения в стране, но пока не комментирует ситуацию в Ракхайне.

Напомним, власти Мьянмы начали сверхактивно и последовательно выдавливать рохинджа в последние пять лет. В июне и октябре 2012 года в вооруженных столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Конфликт все больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.

В минувшее воскресенье в Москве и других городах мира прошли митинги мусульман против дискриминации исламского населения Мьянмы. В августе члены вооруженной группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» атаковали несколько десятков военных объектов. В ответ власти Мьянмы развернули обширную антитеррористическую операцию, в ходе которой погибли десятки мусульман, и которую международное сообщество называет геноцидом исламского населения страны. В чем причины и почему этот конфликт нельзя назвать религиозным – в материале «Футуриста».

Что происходит в Мьянме?

Республика Союз Мьянма - так страна стала называться недавно, избавившись от военной диктатуры, которая пребывала у власти с 1962 года. Она состоит из семи провинций, населенных бирманцами-буддистами, и семи национальных штатов, которые никогда не признавали центрального правительства. В Мьянме насчитывается более ста народностей. Разнообразные этнические, религиозные, криминальные группы, населяющие эти регионы, десятилетиями ведут гражданские войны — против столицы и друг против друга.

Конфликт между мусульманами рохинджа и буддистами продолжается долгие десятилетия. Рохинджа - мусульманское этническое меньшинство Мьянмы. Они составляют примерно 1 млн. человек из более чем 52 млн. жителей Мьянмы и проживают на территории штата Аракан, граничащего с государством Бангладеш. Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными бенгальскими иммигрантами, в то время как рохинджа утверждают, что являются коренными жителями Аракана.

Одно из самых кровавых столкновений произошло в 2012 году. Поводом стала гибель 26-летней буддистки. Тогда погибли десятки человек, а десятки тысяч мусульман были вынуждены покинуть страну. Международное сообщество не пыталось урегулировать конфликт.

Очередное обострение конфликта случилось 9 октября 2016 года, когда около 200 неопознанных боевиков атаковали три мьянманских погранпоста. А в августе 2017 года бойцы местной вооруженной группировки "Армия спасения Аракан рохинджа" напали на 30 армейских объектов и полицейских участков и убили 15 человек. Они объявили это актом отмщения за преследования соотечественников.

Ответную антитеррористическую операцию международное сообщество называет геноцидом мусульман штата Аракан - не только рохинджа, но и представителей других этносов. Сотни человек арестованы по подозрению в терроризме. По данным властей Мьянмы, на 1 сентября было уничтожено 400 «повстанцев» и 17 мирных жителей. Спасшиеся бегством жители лагеря беженцев сообщили агентству Reuters, что армия совместно с буддистскими добровольцами поджигает деревни мусульман, заставляя их бежать в Бангладеш. Утром 1 сентября бангладешские пограничники нашли на берегу реки тела 15 утонувших во время переправы беженцев, из них 11 - дети. По данным ООН, за последние две недели в Бангладеш переправилось более 120 тыс. беженцев, что порождает миграционный кризис.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава Чечни Рамзан Кадыров потребовали от ООН вмешаться и прекратить насилие. В Москве у посольства Мьянмы мусульмане устроили стихийный митинг против геноцида.

За что буддисты не любят рохинджа?

Есть несколько теорий о происхождении бирманских рохинджа. Часть ученых считает, что рохинджа мигрировали в Мьянму (тогда она называлась Бирмой) из Бенгалии прежде всего в период британского владычества. Британцы аннексировали претендовавший на самостоятельность штат Аракан в 1826 году и способствовали переселению туда бенгальцев в качестве рабочей силы. Часть рохинджа попали в Бирму после объявления независимости страны в 1948 году, а также после освободительной войны в Бангладеш в 1971 году. Традиционно у этого народа высокая рождаемость, поэтому численность мусульманского населения стремительно росла. Вторая теория (ее придерживаются сами рохинджа) предполагает, что рохинджа - это потомки арабов, колонизировавших побережье Индийского океана в Средние века и в том числе проживавших на территории штата.

Первым серьезным столкновением рохинджа и буддистов-араканцев стала ракхайнская бойня в 1942 году. Во время Второй Мировой войны Бирма, тогда еще зависимая от Британии, была захвачена Японией. Мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев, в то время как буддисты поддержали японцев, которые обещали стране независимость. Буддистские войска возглавил генерал Аун Сан - отец Аун Сан Су Чжи, нынешнего лидера демократической партии Мьянмы. По разным оценкам, были убиты десятки тысяч представителей обеих сторон, однако объективной цифры нет до сих пор. После ракханской бойни сепаратистские настроения в регионе обострились.

Военная диктатура, которая управляла Бирмой в течение полувека, в значительной степени опиралась на смешивание бирманского национализма и буддизма Тхеравады, чтобы укрепить свою власть. Этнические и религиозные меньшинства, такие как рохинджа и китайцы, подвергались дискриминации. Правительство генерала Нейна в 1982 году приняло закон о бирманском гражданстве, который объявил рохинджа нелегалами. Ожидалось, что с окончанием правления военных и приходом к власти соратников лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в конце 2015 года, рохинджа получат мьянманское гражданство. Однако власти по-прежнему отказывают рохинджа в политических и гражданских правах.

В чем проявляется дискриминация?

Рохинжа считаются «одними из самых преследуемых меньшинств в мире». Они не могут свободно передвигаться по территории Мьянмы и получать высшее образование, иметь более двух детей. Рохинжа подвергают принудительному труду, у них отбирают пахотные земли. В докладе ООН от февраля 2017 года говорится, что местные жители, армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа.

Чтобы избежать насилия, рохинджа нелегально переправляются в Малайзию, Бангладеш, Индонезию и Таиланд. В свою очередь, эти страны не желают принимать беженцев - из-за чего подвергаются международному давлению и осуждению. В начале 2015 года по данным ООН около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов. В заброшенных лагерях на юге Таиланда были обнаружены останки более 160 беженцев: контрабандисты держали рохинджа в заложниках, избивая их и требуя за их жизнь выкуп. Когда власти Таиланда усилили контроль за границей, контрабандисты стали бросать людей в "лодочных лагерях", где те умирали от голода и жажды.

Проблема беженцев до сих пор не решена. В частности, правительство Бангладеш в феврале 2017 года объявило о плане переселить всех беженцев рохинджа на остров Тенгар Чар, который образовался 10 лет назад в Бенгальском заливе - он подвержен наводнениям и там полностью отсутствует инфраструктура. Это вызвало возмущение правозащитных организаций.

Разве буддисты не против насилия?

«В мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — говорит востоковед Пётр Козьма, живущий в Мьянме. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму».

Традиционно считается, что буддизм — одна из самых мирных религий. Но несмотря на то, что в этом конфликте задействованы буддисты и мусульмане, его некорректно рассматривать как межрелигиозный. Речь идет о статусе определенного этноса. Эксперты утверждают , что буддисты на протяжении веков уживались с мусульманами Мьянмы: индусами, китайцами, малабарами, бирманцами и бенгальцами. Рохинджа же, будучи беженцами по одной из версий об их происхождении, выпадают из этого "конгломерата народностей".