Как оказать психологическое давление на человека. Психологическое давление на человека
Давление психологическое - это влияние, оказываемое одним человеком на других людей с целью изменения их мнений, решений, суждений, или личностных установок. Оно осуществляется далеко не самыми честными и правильными, с точки зрения человечности, способами. Но, к сожалению, столкнуться с ним может каждый.
Принуждение
Давление психологическое может проявляться в различных формах. Принуждение является одной из таковых. Это - самая наглая и беспрецедентная попытка воздействовать на другого человека. Данный метод по своей сути является противоправным применением психического насилия.
Со стороны его применение выглядит, как информационное воздействие на сознание человека. Которое может сопровождаться угрозами применения физического насилия. Но это крайние случаи.
Чаще всего моральный насильник оперирует другими «козырями». Это может быть его власть, деньги, влиятельный статус, компрометирующие данные. Некоторые пытаются уничтожить свою жертву. Говорят такие слова, которые стирают в порошок достоинство человека и втаптывают в грязь его уверенность в своих силах. Подобный характер могут носить и поступки.
Другие же следуют тактике навязчивости. Она заключается в намеренном моральном мучении человека различными методами.
Как реагировать?
Этому виду давления очень сложно противостоять. Но возможно (при должном желании). Самое важное - точно обозначить для себя цели, которые пытается преследовать изневольщик. Надо понять, чего он хочет. И после этого действовать в точности наоборот. Только не давая ему понять, что противостояние оказывается намеренно. Он должен воспринять уверенность того, кого пытается сделать «жертвой», как черту характера. В конце концов, неудавшийся моральный насильник оставит человека в покое. Так как поймёт, что намеченной цели ему не добиться.
Вот только если он одержим ею, то придётся набраться терпения и силы духа. Потому что изневольщик просто так не отстанет. Перед этим он перепробует всевозможные методы. Если ситуация доставляет слишком сильный дискомфорт, лучше от неё уйти. В прямом смысле слова - разорвать все контакты. А вот из-за преследования, которое вполне может начаться, если изневольщик фанатичен, можно обратиться в полицию.
Унижение
С помощью него тоже нередко осуществляется давление. Психологическое унижение направлено на то, чтобы морально «раздавить» человека. В ход идёт каждое слово, способное указать на его ущербность, неполноценность и ничтожность. Но как таким образом удаётся повлиять на человека? Ведь он, наоборот, должен воспринять любую просьбу или приказ «в штыки», разозлившись на услышанное! Да, это логично. Но на деле происходит иначе.
Оскорбления вводят человека в состояние некой прострации. Она ощущается даже физически - в висках начинает стучать, дыхание учащается, а стук сердца отдаёт где-то в области горла. Человека поглощает обида, смешанная с недоумением, злостью, и прочими, вызывающими адреналин, чувствами.
Это можно понять. Ведь унижение серьёзно бьёт по благополучию человека. Потому что чувство собственного достоинства - высшая моральная ценность. Даже в пирамиде Маслоу она находится на четвёртом уровне.
Так вот, в момент, когда человек оказывается окутанным состоянием обиды, всё тот же агрессор, спровоцировавший случившееся, пользуется удобным случаем надавить на него: «Ты хотя бы это способен сделать?».
Такая фраза буквально выводит из транса. Безусловно, находясь в нормальном состоянии, человек бы моментально отмахнулся. Вот только в подобной ситуации активируется психологический механизм защиты. На подсознательном уровне у человека просыпается желание доказать свою значимость и убедить обидчика в том, что тот ошибся на его счёт. И он хватается за поручение. А ведь это и нужно было обидчику.
Противостояние
Поскольку давление психологическое вполне успешно осуществляется посредством унижений, необходимо рассказать об эффективном способе борьбы с данным воздействием.
Итак, нужно запомнить, что подобный метод работает лишь с теми людьми, которые не уверены в себе. Самодостаточная личность только посмеётся над попытками какого-то агрессора-неудачника воздействовать беспочвенными оскорблениями. Они его просто не заденут.
Поэтому нужно стать такой самодостаточной личностью. Любое грубое слово должно превратиться в своеобразный сигнал, напоминающий человеку о том, что пора активировать защиту, и не поддаваться на провокации.
В душе, конечно, может бушевать буря. Но внешность должна максимально обезоружить агрессора. Расслабленный незаинтересованный взгляд, случайная зевота, свободная поза, лёгкая ухмылка - такой вид намекнёт ему на его безуспешные попытки заставить человека что-то сделать столь гнусным методом. А когда он закончит распинаться, можно обронить простую безразличную фразу, которая поставит его в тупик: «Ты всё сказал?». Или альтернативное: «Я тебя услышал(а)». А можно ограничиться и вовсе одним словом: «Хорошо». Игнорировать полностью обидчика не нужно. Ведь он знает, что человек не глухой, а значит, слышит его. И если он молчит - то, скорей всего, просто не знает, что ответить. Так что как минимум одна реакция должна быть.
Внушение и убеждение
Это более деликатный метод, при помощи которого оказывается психологическое давление. Им владеют не все. Ведь нужно уметь осуществлять воздействие на чужое сознание, провоцирующее некритичное восприятие им установок и убеждений.
К тому же такие манипуляторы мастерски владеют словом. Они эмпатичны, наблюдательны, и точно знают, что нужно сказать тому или иному человеку, чтобы он сам под его воздействием переконструировал свои установки. Такие люди умело играют с подсознанием «жертвы». Они задействуют интонацию, мнимое дружелюбие и откровенность, сопереживание и многие другие полубессознательные способы.
Ярким примером можно считать всем известные мошеннические онлайн-схемы - одностраничные сайты, на которых красочно описывается какой-то «инновационный» метод заработка, становящийся доступным пользователю после пополнения им своего же счёта (в дальнейшем якобы нужного ему) на определённую, «чисто символическую» сумму. Возглавляют такие ресурсы видео, строящиеся по одному и тому же принципу. Некий человек сначала душевно рассказывает свою историю о том, как он вышел из грязи в князи, а потом переключается на пользователя - начинает говорить, что он достоин лучшей жизни, и ему стоило бы подумать о себе, семье, детях, родителях. Он ничего не теряет - каких-то пять тысяч окупятся чуть ли не в первые 10 минут активации системы.
Удивительно, но такое психологическое давление работает. Слова «оратора» задевают за живое, проникают в душу, заставляю поверить, мотивируют. Но, естественно, выигрывает от этого только лишь он.
И это лишь один пример. В жизни такое тоже встречается очень часто. И если в Интернете можно просто заставить себя закрыть страничку, то в действительности приходится противостоять.
Манипуляция
Часто психологическое давление на человека оказывается посредством именно этого метода. Манипуляция подразумевает использование насильственной, обманной или скрытой тактики. И если в случае с унижением или принуждением человек понимает, что его атакуют, то в данной ситуации - нет.
Манипулятор, продвигающий свои интересы за счёт остальных людей, умеет скрыть своё истинное лицо, агрессивное поведение и недобрые намерения. Ему отлично известны психологически уязвимые места «жертвы». А ещё он жесток и безразличен. Манипулятор не беспокоится о том, что его действия могут нанести ущерб тому, кого он воспринимает, как свою «пешку».
Психологическое давление на человека манипуляцией оказывается различными способами. Психолог Харриет Брейкер, например, отмечала вниманием пять основных:
- Положительное подкрепление - мнимое сочувствие, очарование, похвала, извинения, одобрения, внимание, лесть и подхалимство.
- Отрицательное - обещания об избавлении от неприятной, непростой и проблемной ситуации.
- Частичное подкрепление - поощрение человека к упорству, в итоге приводящее его к провалу. Яркий пример - казино. Игроку могут позволить выиграть несколько раз, но в итоге он спустит всё до копейки, увязнув в азарте.
- Наказание - запугивания, брань, попытка навязать чувство вины.
- Травмы - одноразовые вспышки гнева, истерики, оскорбления, а также прочие примеры пугающего поведения, направленного на испуг жертвы и убеждения её в серьёзности намерений манипулятора.
Есть ещё и масса других способов. Но, впрочем, какими бы они ни были, цель у манипулятора всегда одна - обрести личную выгоду и достичь поставленной цели.
Как избежать манипуляций?
На этот вопрос тоже стоит дать краткий ответ. О том, как противостоять психологическому давлению, осуществляемому посредством манипуляций, имеется очень много рекомендаций и советов. И к какому бы из них человек ни прислушался, ему придётся всегда делать одно и то же - держать ситуацию под своим контролем.
Ему необходима уверенность в себе, самообладание, здоровая недоверчивость и внимательность. Очень важно вовремя заметить начало манипуляции. Это легко - человек почувствует, как на его слабые места оказывается давление.
Ещё не помешает привычка анализировать происходящее. И речь идёт не только об изучении поведении потенциальных манипуляторов. Человеку, кроме этого, необходимо присмотреться к своим целям, мечтам и планам. Действительно ли они принадлежат ему? Или данные установки когда-то были ему навязаны, и он сейчас им следует? Об этом всём нужно хорошо подумать.
Как противостоять психологическому давлению? Нужно стать критичным. И визуально неприступным. Манипуляторы всегда рассчитывают на быстрый результат. Нельзя им его давать. На каждое предложение или просьбу нужно отвечать: «Я подумаю». И действительно поразмыслить не помешает. В спокойной обстановке, вне всякого давления, получится «прощупать» просьбу изнутри и понять, действительно человеку нужна помощь, или он лишь пытается извлечь для себя выгоду.
И если принято решение об отказе, надо высказать его в твёрдой форме, показав характер. Услышав неуверенное «Да нет, наверное…», манипулятор начнёт «доламывать» человека. Нельзя этого допустить.
Кстати, не нужно стесняться показывать «кукловоду» свои эмоции. Это его обличит, и он отстанет. Можно обойтись простой фразой, вроде: «Я тебе ничего не обязан, а из-за твоей настойчивости я чувствую себя неблагодарным!».
Обращаясь к закону
Важно отметить, что даже в уголовном кодексе есть информация про психологическое давление на человека. УК РФ не будет лишним открыть и пролистать до статьи № 40. Она называется «Физическое или психическое принуждение». И это - прямая отсылка к тому, о чём говорилось в самом начале. Только здесь всё более серьёзно.
Речь идёт о преступлениях, совершаемых людьми под давлением агрессора. В первом пункте статьи сказано, что вред, причинённый интересам, охраняемым законом, не считается правонарушением. Но только в том случае, если человек не мог в тот момент руководить своими действиями. Допустим, его принуждали под дулом пистолета, или держа на прицеле кого-то из родных.
Но если это было психологическое давление на человека? Статья № 40 в таком случае отсылается к предыдущей, под номером 39. Вопрос, касающийся уголовной ответственности за совершение преступления под психическим воздействием, решается с учётом её положений.
Статья № 39 называется «Крайняя необходимость». Там говорится, что преступление таковым не является, если оно было совершено ради устранения опасности, угрожающей человеку или другим людям непосредственно.
Однако это ещё не всё, что сказано в УК. Психологическое давление ещё упоминается в 130-й статье. Там отмечено, что унижение достоинства и чести другого человека, выраженное в крайней форме, карается штрафом до 40 000 рублей, или же зарплатой за три месяца. В особо тяжёлых случаях назначается 120 часов общественно полезных работ или 6 месяцев исправительных. Максимальное наказание - ограничение свободы до 1 года. Весьма серьёзные последствия психологического давления.
Статья УК РФ также гласит, что оскорбление, выраженное публично (через СМИ, в выступлении, в видеообращении, и т. д.), наказывается в два раза бóльшим штрафом. Максимальное наказание - 2 года ограничения свободы.
В случае с детьми
Психологическое давление на ребенка - это ещё более серьёзная тема. Всем известно, насколько у детей (у большинства, во всяком случае) слабое и неокрепшее сознание. Воздействовать на них крайне легко. И речь идёт не о здоровом давлении, которое даже таковым назвать нельзя («Не уберёшь игрушки - не буду с тобой разговаривать» - воздействие через чувство вины). Имеется в виду самое настоящее принуждение к чему-либо, атака ребёнка (психологическая).
Давление УК РФ в данном случае определяет, как «Неисполнение обязанностей по воспитанию». Это статья №156. Причём положения касаются не только родителей, а ещё и работников образовательных, социальных, воспитательных и медицинских организаций. Жестокое обращение - вот, к чему приравнивается психологическое давление. Статья прописывает и наказания. Это может быть штраф в 100 000 рублей, обязательные работы (440 часов), ликвидация права занимать определённую должность, или лишение свободы на три года.
Но, конечно, до судебных разбирательств дела доходят редко. Психологическое давление статья УК характеризует в специфическом ключе, в жизни же оно встречается в другом проявлении.
Многие родители просто бесцеремонно вмешиваются в пространство ребёнка, жестоко контролируют каждый его шаг, принуждают делать то, что ему не нравится (ходить в секцию по боксу, когда малыш хочет заниматься танцами, например). Некоторые уверены - если указывать ему на недостатки, то он их исправит. Но это не так. Не со всеми взрослыми, обладающими окрепшей психикой и умом, такое срабатывает. А ребёнок и вовсе замкнётся в себе, начав сомневаться в собственных силах и способностях, и постоянно чувствуя вину не понятно за что. Родители, оказывая давящее влияние, таким образом, отражают свои собственные переживания и страхи. Но в итоге они становятся врагами своего ребёнка, а не союзниками. Поэтому к вопросам воспитания необходимо подходить очень ответственно. Рождение и личностное формирование нового члена общества - это огромная ответственность и серьёзный труд.
Трудовая сфера
Напоследок хотелось бы немного поговорить про психологическое давление на работе. Ведь чаще всего именно в трудовой сфере человек сталкивается с данным явлением.
Нужно понять в первую очередь, что организация, в которой работает человек - это всего лишь структура. В которой каждый занимает своё место, и выполняет определённые задачи. И отношения между коллегами должны быть соответствующие, деловые. Если кто-то вдруг попытается надавить на человека, чтобы тот прислужил (подменил, сделал грязную работу, вышел в выходной), нужно отказать достойно - несколько холодно, но максимально вежливо. Нельзя ставить интересы чужих людей выше своих. Особенно если они имеют достаточно смелости, чтобы подходить с подобными требованиями.
Исключения составляют лишь те случаи, когда коллеге действительно нужна помощь. Кстати, бояться сплетен, слухов, пересудов или же попыток «подсидеть» не нужно. Человек должен помнить, что он - профессионал в первую очередь. Его навыки и производительность от злых языков хуже не станут. А с боссом, если он заинтересуется темой, всегда можно объясниться.
Гораздо хуже, если «натиски» исходят непосредственно от начальника. А есть такие руководители, которым лишь в радость оказать психологическое давление на человека. Статья УК РФ тут, конечно, не послужит информационным подспорьем, а вот положения Трудового Кодекса - вполне.
Чаще всего простые работники сталкиваются с настойчивыми «просьбами» начальника подать заявление на увольнение по собственному желанию. Это противоречит 77-й статье ТК РФ, так как подобные действия исключают свободу волеизъявления сотрудника. И человек имеет полное право обратиться в прокуратуру, чтобы открыть трудовой спор, или же прямиком в суд. Но потребуются доказательства, полученные без нарушения закона. Они нужны, кстати, в любом случае какой бы ни была жалоба.
Резюмируя, хотелось бы сказать, что тема психологического давления действительно очень подробна и интересна. Она содержит в себе ещё множество нюансов и важных моментов. Но с ними, при наличии желания, можно ознакомиться в индивидуальном порядке. Знания такого характера никогда не бывают лишними.
Психология отношений
5269
30.11.13 12:00
Жизнь сталкивает нас со многими людьми. С кем-то нам комфортно, кто-то нам безразличен. Бывают индивидуумы, с которыми общаться неприятно. С каждым из вышеперечисленных разновидностей людей мы можем контролировать свои отношения.
Но есть особая категория людей, общение с которыми нельзя, строго говоря, классифицировать. Вроде бы приятный человек, не грубит и ничего не требует. Но вы начинаете чувствовать давление на свою эмоциональную сферу, какой-то внутренний дискомфорт. Такой вот тонкий «психолог».
Другой случай проявления психологического давления – нагловатые и самоуверенные в себе люди («танки»). Они заранее уверены, что все на свете им должны. Идут напролом, не обращая внимание на чувства других, добиваясь своих целей, давя все возражения.
И в том, и в другом случае перед нами «манипулятор» - человек, который использует других для достижения своих целей. Все, что хотят подобные люди – использовать вас для своей выгоды. Это может быть простой прием использования вас в качестве слушателя (он в это время проводит для себя сеанс психотерапии, самоутверждаясь) или заставить делать что-либо для себя (выполнить вместо него работу). Вариантов может быть множество. Но результат всегда один: вы делаете то, что не хотели и не собирались.
Как распознать «манипулятора»
Для того, чтобы не поддаваться психологическому давлению, необходимо вовремя заметить начало этого процесса. Если в случае с «танком» осознание попыток манипуляции происходит быстро, то при контакте с «психологом» это не сразу удается установить.
Верный признак попыток вами управлять – ваше нарастающее внутреннее недовольство в процессе общения. При контактах с «танком» вам сразу приходится защищаться, что вызывает внутренний протест. При общении с «психологом» внутреннее раздражение также нарастает, но не такими быстрыми темпами.
Как противостоять психологическому давлению: практические советы
Оказавшись в зоне влияния подобного человека, вы должны предпринять определенные защитные меры для создания и сохранения нормального мироощущения внутри себя:
- Задать себе вопрос: «Что нужно этому человеку? Почему мне плохо рядом с ним?».
- Выявить его мотивацию. Есть методы создания мотивации в рабочем коллективе, создания настроя для отдельных работников. Но эти методики ориентированы для достижения общих целей, в которые входит и ваша выгода. Манипулятор мотивирует, в конечном счете, только для собственной пользы.
- Применять определенные стили общения с подобными людьми: с «танками» - вежливо и подчеркнуто официально. С «психологами» держать дистанцию, не подпуская близко к своим проблемам. Поскольку именно этим они обычно и пользуются.
- В разговоре повторяйте про себя что-то вроде фразы: «У меня своя точка зрения». Этим вы блокируете психологическое воздействие манипулятора.
- Не смотрите в глаза собеседнику, оказавшись втянутым в подобные «игры». Ваши взгляды лишь изредка должны встречаться. Все остальное время, выслушивая собеседника, смотрите чуть ниже линии его глаз.
- Сокращайте всеми способами время нахождения в его зоне. Но действуйте корректно и вежливо.
Выйдя из-под влияния, пусть даже не совсем удачно, проанализируйте «крючок», на который вы попались. Почему подобному человеку удалось вас использовать? На что он «надавил» или что использовал? Ответы на подобные вопросы помогут вам избежать этих ошибок в будущем. Ведь от встреч с подобными людьми еще никто не уходил. Но проанализированный опыт вооружит вас для грамотной и успешной борьбы с этим явлением.
И снова здравствуйте, дорогой друг!
Что бы там не говорили, наша повседневная работа во многом стресс. Конкуренция, авралы, бесконечные бизнес-планы и стремление руководства “мотивировать” сотрудников всеми доступными способами, редко напоминающими задушевные беседы. Как противостоять психологическому давлению на работе?
В предыдущей статье мы обсудили, что такое психологическое ушу и почему важно овладеть техниками психологической самообороны. Защита может быть более активной или пассивной, но так или иначе она необходима.
Кто-то предпочитает просто промолчать. Это возможные вариант реакции на психологическое давление, но не самый лучший. Ибо:
- Когда на нас начинают давить или провоцировать, внутри поднимается волна эмоций. Если их не удается обуздать сразу и эмоция переходит определенный порог, иногда она выливается в гневные тирады, а чаще вызывают оцепенение и легкий. шок. И соответственно сильный стресс.
- Имидж человека, который не способен противостоять давлению, — не самый лучший. На вас будут давить все кому не лень, ничего не опасаясь.
— Мы о вас все знаем!
Большинство соискателей делают круглые глаза со словами «Что именно?». При этом начинают заметно нервничать.
— Очень хорошо. Значит мой рассказ о себе займет меньше времени, чем предполагалось...”
Возможные варианты использования этой техники:
Нестандартная мысль, надо будет ее обдумать...
Я подумаю, как это учесть в моей работе...
Я уже думал над этим, но пока не пришел к однозначному выводу...
Внешнее согласие означает, что вы соглашаетесь с какой-то частью того, что говорит партнер.
— Только такой человек, как ты, может тратить кучу времени на разговоры с такими партнерами!
— Да, потенциальные партнеры и вправду так себе...
Вы согласились. Но только с частью предложения. И вы сохранили лицо, и у партнера нет повода нагнетать конфронтацию.
Техника заезженной пластинки
Техника заезженной пластинки основана на правиле «трех С» или “принцип немецкого сержанта”.
- Сначала скажите то, что именно вы хотите сказать
- Потом -то, что конкретно вы намеревались сказать
- Затем скажите то, что именно вы сказали
По сути повторение одной и той же мысли. На четвертый раз вас, скорее всего, — услышат.
Фразу лучше подобрать заранее. Она должна быть емкой и ее уместно было бы повторить несколько раз.
Например:
Почему ты взял сотрудника из моего отдела для выполнения этой работы без согласования?
У меня не было другого выхода...
Ты меня поставил в дурацкое положение!
Я понимаю. Но у меня была безвыходная ситуация...
Почему ты считаешь, что вправе поступать таким образом?
Прости, у меня не было другого выхода…
Техника упрямого профессора
Смысл этой техники — высказывание сомнений, что выполнение действий, которые предлагает партнер, не нарушает ваши личные права или убеждения.
Почему ты каждый раз придираешься к словам?
Педантичность — важная часть моей натуры...
Варианты использования техники:
Это одно из моих убеждений...
Если я это сделаю, то перестану быть самим собой...
Это никак не согласуется с моими правилами...
У меня есть некоторые предрассудки, но они же помогают мне находить наилучшие решения...
Все четыре техники, которые мы обсудили, три сегодня и одну в предыдущей статье, — техники противодействия, а не конфронтации. Они позволяют пресечь намечающийся конфликт в зародыше, перевести негативную энергию в другое русло. При этом «сохранить лицо», сберечь нервы и отношения с партнером.
Удачного вам дня!
нПВВЙОЗ: ЧЩОХЦДБАФ ХЧПМЙФШУС.
дЕНПОУФТБФЙЧОПЕ ХЧПМШОЕОЙЕ Ч ЬФПН УМХЮБЕ НПЦЕФ УРТПЧПГЙТПЧБФШ УХДЕВОПЕ ДЕМП, Б ПОП НПЦЕФ ПЛБЪБФШУС Й ЧЩЙЗТЩЫОЩН ДМС УПФТХДОЙЛБ. рПЬФПНХ ЮБУФП ОБЮБМШУФЧП ЙДЕФ ОБ ФЙТБОЙА: ПОП РТПУФП ЧЩОХЦДБЕФ ТБВПФОЙЛБ ХЧПМЙФШУС РП УПВУФЧЕООПНХ ЦЕМБОЙА. дБООПЕ СЧМЕОЙЕ ДБЦЕ ЙНЕЕФ УЧПЕ ОБЪЧБОЙЕ — НПВВЙОЗ.
лТПНЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ДБЧМЕОЙС УП УФПТПОЩ ТХЛПЧПДУФЧБ НПВВЙОЗ НПЦЕФ ФБЛЦЕ РТПСЧМСФШУС Ч ЧЙДЕ ОБРБДПЛ УП УФПТПОЩ ЛПММЕЗ, ДМС ЛПФПТЩИ УПФТХДОЙЛ РП ФЕН ЙМЙ ЙОЩН РТЙЮЙОБН РПРБМ Ч ОЕНЙМПУФШ.
рП ПРТПУБН ЛБЦДЩК ТБВПФОЙЛ Ч УЧПЕК ЦЙЪОЙ Ч ФПК ЙМЙ ЙОПК ЖПТНЕ УФБМЛЙЧБМУС У НПВВЙОЗПН ОБ ТБВПФЕ.
чЙДЩ НПВВЙОЗБ.
ч УМХЮБЕ НПВВЙОЗБ УПФТХДОЙЛ ЧУЕ ЧТЕНС РПДЧЕТЗБЕФУС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПНХ ДБЧМЕОЙА УП УФПТПОЩ ТХЛПЧПДЙФЕМС ЙМЙ ДТХЗЙИ УПФТХДОЙЛПЧ ПЖЙУБ, ЛПФПТЩЕ, Л УМПЧХ, ОЕТЕДЛП УФБОПЧСФУС РЕЫЛБНЙ Ч ТХЛБИ ПРЩФОПЗП ОБЮБМШОЙЛБ- ЙОФТЙЗБОБ. уПРТПФЙЧМСФШУС ФБЛПНХ ДБЧМЕОЙА Й ЧУЕ ЧТЕНС ЪОБФШ, ЮФП ФЕВС ИПФСФ ХЧПМЙФШ, ДМС ОПТНБМШОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ УМПЦОП. ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ДПМЗПЕ ОБИПЦДЕОЙЕ Ч УПУФПСОЙЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ДБЧМЕОЙС РТЙЧПДЙФ Л УТЩЧБН, ОЕТЧОЩН ТБУУФТПКУФЧБН, ЙОЖБТЛФБН Й ДБЦЕ УБНПХВЙКУФЧБН.
ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФПЗП, ЛБЛЙЕ УФПТПОЩ ХЮБУФЧХАФ Ч ЛПОЖМЙЛФЕ НПВВЙОЗ ДЕМСФ ОБ ЗПТЙЪПОФБМШОЩК (ЛПЗДБ ТБЪВПТЛЙ ЙДХФ ОБ ХТПЧОЕ УПФТХДОЙЛПЧ ПДОПЗП ХТПЧОС) Й ЧЕТФЙЛБМШОЩК (ЛПЗДБ ЪБДЕКУФЧПЧБОЩ УПФТХДОЙЛЙ ТБЪОПЗП ХТПЧОС).
ЮБУФП РТПСЧМСЕФУС Ч ЧЙДЕ «ПЖЙУОПК ДЕДПЧЭЙОЩ», ЛПЗДБ УП УФПТПОЩ УФБТЩИ УПФТХДОЙЛПЧ ПЖЙУБ ЙДЕФ ДБЧМЕОЙЕ ОБ ОПЧЙЮЛПЧ. нЕФПДБНЙ ВПТШВЩ Ч ЬФПН УМХЮБЕ УФБОПЧСФУС ВПКЛПФЩ, РПДУФБЧЩ РЕТЕД ТХЛПЧПДУФЧПН, ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ УРМЕФЕО. пУПВЕООП ЮБУФП ДБООПЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ДБЧМЕОЙЕ ЧПЪОЙЛБЕФ Ч УМХЮБЕ, ЛПЗДБ ОПЧЩК УПФТХДОЙЛ Ч СЧОПН ЧЙДЕ РТЕДУФБЧМСЕФ ЛПОЛХТЕОГЙА ПУФБМШОЩН ТБВПФОЙЛБН ПЖЙУБ. тБЪНБИ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ УФТБУФЕК ЪДЕУШ НПЦЕФ ВЩФШ ЛПМПУУБМШОЩН: ПФ РТЙНЙФЙЧОПК ЪБЧЙУФЙ ДП УФТБИБ, ЮФП ЛПЗП-ФП ЙЪ-ЪБ ВПКЛПЗП ОПЧЕОШЛПЗП ХЧПМСФ (ЮБУФП ЬФЙН ЗТЕЫБФ РПЦЙМЩЕ УПФТХДОЙЛЙ, ЛПФПТЩЕ Ч ЛБЦДПН ЧОПЧШ РТЙЫЕДЫЕН ЧЙДСФ ЪБНЕОХ УЕВЕ).
лБЛ РТБЧЙМП, РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ДБЧМЕОЙЕ Ч ЧЙДЕ ЗПТЙЪПОФБМШОПЗП НПВВЙОЗБ СЧМСЕФУС УМЕДУФЧЙЕН УМБВПК РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК ЛХМШФХТЩ ОБ РТЕДРТЙСФЙЙ. нХДТЩЕ ОБЮБМШОЙЛЙ УТБЪХ Й ЛБТДЙОБМШОП РТЕУЕЛБАФ ЧПЪНПЦОПУФШ РПСЧМЕОЙС ДБООЩИ УЙФХБГЙК. оБРТЙНЕТ, Ч ПДОПК ЙЪЧЕУФОПК НОЕ ЖЙТНЕ РТЙ ХУФТПКУФЧЕ ОБ ТБВПФХ УПФТХДОЙЛХ ДПЧПДСФ, ЮФП РТЙ ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЙ ЛПОЖМЙЛФОЩИ УЙФХБГЙК У ДТХЗЙН УПФТХДОЙЛПН ХЧПМЕОЩ ВХДХФ ПВБ ВЕЪ ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ТБЪВЙТБФЕМШУФЧ. у ПДОПК УФПТПОЩ, ФБЛПК РПДИПД УФЙНХМЙТХЕФ ТБВПФОЙЛПЧ ОБ ТЕЫЕОЙЕ РТПВМЕН Ч ТБВПЮЕН ДЕМПЧПН РПТСДЛЕ ВЕЪ УЛМПЛ, У ДТХЗПК УФПТПОЩ, РТЙДЕТЦЙЧБЕФ УФБТЩИ УПФТХДОЙЛПЧ ПЖЙУБ ПФ ЦЕМБОЙС РТПСЧМСФШ «ДЕДПЧЭЙОХ», Ф.Л. ПОЙ ФБЛЦЕ РПРБДБАФ РПД ХЧПМШОЕОЙЕ.
— ЬФП ЛПОЖМЙЛФ НЕЦДХ ОБЮБМШУФЧПН Й УПФТХДОЙЛПН. рТЙЮЙОЩ ЕЗП НПЗХФ ВЩФШ ТБЪОЩЕ: МЙЮОБС ОЕРТЙСЪОШ, ЪБДЕФПЕ УБНПМАВЙЕ (ЕУМЙ ТБВПФОЙЛ Ч ЮЕН-ФП РТПДЕНПОУФТЙТПЧБМ УЧПЕ РТЕЧПУИПДУФЧП), ВПСЪОШ РПФЕТСФШ ДПМЦОПУФШ, ХЧЕТЕООПУФШ ТХЛПЧПДЙФЕМС Ч ОЕЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ТБВПФОЙЛБ, ОБНЕТЕОЙЕ УПЛТБФЙФШ ЫФБФ Й Ф.Д. Й Ф.Р. тХЛПЧПДЙФЕМШ РТЙ ЬФПН НПЦЕФ РТЙНЕОСФШ ДПЧПМШОП ЛПЧБТОЩЕ НЕФПДЩ ВПТШВЩ, ЧЩОХЦДБАЭЙЕ УПФТХДОЙЛБ ХЧПМЙФШУС РП УПВУФЧЕООПНХ ЦЕМБОЙА. йЪЧЕУФОП, ЮФП ЪБЮБУФХА УПФТХДОЙЛЙ ПЖЙУБ ОЕЗБФЙЧОП ЧПУРТЙОЙНБАФ ОПЧЩИ ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩИ ТХЛПЧПДЙФЕМЕК, Ф.Л. ФЕ, ЮФПВЩ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПК РТПЖЕУУЙПОБМЙЪН, ОБЮЙОБАФ РЕТЕУФТБЙЧБФШ ЧУЕ ОБ УЧПК МБД, ЧЩОХЦДБС ТБВПФОЙЛПЧ МПНБФШ ЙНЕАЭЙКУС ХЛМБД Й РЕТЕУФТБЙЧБФШУС ОБ ОПЧЩК. лБЛ ВЩ РБТБДПЛУБМШОП ЬФП ОЙ ЪЧХЮБМП, ОП ЧЩЫЕУФПСЭЕЕ ТХЛПЧПДУФЧП НПЦЕФ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ОЕДПЧПМШУФЧПН НБУУ, ЮФПВЩ ЙЪВБЧЙФШУС, ОБРТЙНЕТ, ПФ ТХЛПЧПДЙФЕМС ПФДЕМБ РТПДБЦ, ЛПФПТЩК ДЕНПОУФТЙТХЕФ ИПТПЫЕЕ ЪОБОЙЕ ПФТБУМЙ Й ХЧЕТЕООП ЧОЕДТСЕФ ФЕИОПМПЗЙЙ, УРПУПВОЩЕ ПВЕУРЕЮЙФШ РТЙТПУФ РТЙВЩМЙ. еДЙОУФЧЕООЩК УМХЮБК, ЗДЕ Ч РТЙОГЙРЕ ОЕЧПЪНПЦОБ ДБООБС УЙФХБГЙС, — ЬФП ЛПЗДБ ЧЩЫЕУФПСЭЕЕ ТХЛПЧПДУФЧП — ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПЕ МЙГП (ЧМБДЕМЕГ ВЙЪОЕУБ, БЛГЙПОЕТ ЙМЙ РПМХЮБАЭЙК ИПТПЫЙК РТПГЕОФ У РТПДБЦ), Б ОЕ ОБКНЙФ, УЙДСЭЙК ОБ ПЛМБДЕ.
уРПУПВЩ РТЕПДПМЕОЙС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ДБЧМЕОЙС РТЙ ЗПТЙЪПОФБМШОПН НПВВЙОЗЕ.
дПУФБФПЮОП УМПЦОП ЧЩКФЙ ЙЪ УЙФХБГЙЙ ЗПТЙЪПОФБМШОПЗП НПВВЙОЗБ, УПИТБОЙЧ РТЙ ЬФПН УЧПЕ МЙГП Й ХЧБЦЕОЙЕ ПУФБМШОЩИ УПФТХДОЙЛПЧ Й ТХЛПЧПДУФЧБ. оП ЬФП ЧПЪНПЦОП.
- рЕТЧПЕ, ЮФП ОЕПВИПДЙНП УДЕМБФШ РТЙ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПН ДБЧМЕОЙЙ УП УФПТПОЩ УПФТХДОЙЛПЧ УЧПЕЗП ЦЕ ЪЧЕОБ, — ЬФП РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ ЙН, ЮФП ЧЩ ОЕ РТЕДУФБЧМСЕФЕ ДМС ОЙИ ПРБУОПУФЙ. еУМЙ ЧЩ УМЙЫЛПН ТШСОП ЧЪСМЙУШ ЪБ ТБВПФХ Й РТПУФП УЩРМЕФЕ ЙДЕСНЙ, ЛБЛ ЙЪ ТПЗБ ЙЪПВЙМЙС, ОЕНОПЗП ЪБЧХБМЙТХКФЕ УЧПЙ ДЕКУФЧЙС ПФ ЛПММЕЗ. оБРТЙНЕТ, ЕУМЙ ЧЩ — НЕОЕДЦЕТ РП РТПДБЦБН Й У РЕТЧЩИ ЦЕ ДОЕК ТБВПФЩ ОБЮБМЙ БЛФЙЧОП ОБТБВБФЩЧБФШ ЛМЙЕОФУЛХА ВБЪХ, ДЕМБС РП 100 ЪЧПОЛПЧ Ч ДЕОШ, ФП ЬФП, Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ, ЧЩЪПЧЕФ Л ЧБН ОЕРТЙСЪОШ УП УФПТПОЩ ДТХЗЙИ УПФТХДОЙЛПЧ, Ф.Л., РПУНПФТЕЧ ОБ ЧБУ, ТХЛПЧПДЙФЕМШ НПЦЕФ Й ДМС ОЙИ ХЦЕУФПЮЙФШ ФТЕВПЧБОЙС Й ОПТНЩ. уДЕМБКФЕ УЧПЕ ПВЭЕОЙЕ У ЛМЙЕОФБНЙ ОБ РЕТЧЩИ РПТБИ НЕОЕЕ ЪБНЕФОЩН. уПЛТБФЙФЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЪЧПОЛПЧ Ч ДЕОШ, ЮБУФШ ЧПРТПУПЧ ТЕЫБКФЕ РХФЕН РЕТЕРЙУЛЙ. лТПНЕ ФПЗП, УП ЧУЕНЙ ЧБЫЙНЙ ДПУФЙЦЕОЙСНЙ ДЕМЙФЕУШ У ТХЛПЧПДУФЧПН Ч РТЙЧБФОЩИ ВЕУЕДБИ ЙМЙ РТПУФП ЧЩУЩМБКФЕ ПФЮЕФЩ Ч ЬМЕЛФТПООПН ЧЙДЕ. ьФП ЦЕ ПФОПУЙФУС Л УПФТХДОЙЛБН, ЛПФПТЩЕ ДБЧОП ТБВПФБАФ Ч ЛПММЕЛФЙЧЕ, ОП ОБЮБМЙ РПДЧЕТЗБФШУС ЗПТЙЪПОФБМШОПНХ НПВВЙОЗХ.
- фБЛЦЕ ИПЮЕФУС РТЕДПУФЕТЕЮШ ПФ ТБУРТПУФТБОЕООПК ПЫЙВЛЙ. нОПЗЙЕ ТБВПФОЙЛЙ, РПЮХЧУФЧПЧБЧ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ДБЧМЕОЙЕ УП УФПТПОЩ ДТХЗЙИ УПФТХДОЙЛПЧ, ОБЮЙОБАФ РЩФБФШУС ЙН ХЗПЦДБФШ Й ЧУСЮЕУЛЙ «ЪБЗМБДЙФШ УЧПА ЧЙОХ». дЕМБФШ ЬФПЗП ОЙ Ч ЛПЕН УМХЮБЕ ОЕ УМЕДХЕФ. ьФП ФПМШЛП УРТПЧПГЙТХЕФ РПФПЛ ОБУНЕЫЕЛ Й ЦЕМБОЙЕ УБНПХФЧЕТЦДБФШУС ЪБ ЧБЫ УЮЕФ ЧУЕН, ЛПНХ ОЕ МЕОШ. чЕДЙФЕ УЕВС ДТХЦЕМАВОП, ОП У ДПУФПЙОУФЧПН. чБЫЕ ДТХЦЕМАВЙЕ Й ДЕНПОУФТЙТПЧБОЙЕ ФПЗП, ЮФП ЧЩ ОЙЛПНХ ОЕ ЦЕМБЕФЕ ЪМБ, УП ЧТЕНЕОЕН РПДЕМЙФ МБЗЕТШ ОЕДПЧПМШОЩИ ОБ ДЧЕ ЮБУФЙ: МПСМШОП ОБУФТПЕООЩИ Л ЧБН УПФТХДОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ УОБЮБМБ РТПУФП РПДДБМЙУШ РТПЧПЛБГЙЙ УП УФПТПОЩ УМЙЫЛПН ОЕДПЧПМШОЩИ ЧБНЙ, Й ОБ ЧБЫЙИ ОЕДПВТПЦЕМБФЕМЕК. лБЛ РТБЧЙМП, ЛПМЙЮЕУФЧП ОЕДПВТПЦЕМБФЕМЕК УП ЧТЕНЕОЕН УЧЕДЕФУС ДП ОЕВПМШЫПК ЛХЮЛЙ ПВЕУРПЛПЕООЩИ Ч УПВУФЧЕООПН ВМБЗПРПМХЮЙЙ МАДЕК. йИ ПВЩЮОП ОЕ ПЮЕОШ МАВСФ Й УФБТЩЕ УПФТХДОЙЛЙ, РПЬФПНХ ФБЛЙИ УПФТХДОЙЛПЧ ЙМЙ УП ЧТЕНЕОЕН ХЧПМСФ, ЙМЙ ПОЙ ЧЩОХЦДЕОЩ ВХДХФ ЪБФБЙФШУС. рПНОЙФЕ, ЮФП ХЧЕТЕООЩЕ Ч УЕВЕ РТПЖЕУУЙПОБМЩ ОЕ ЧЧСЪЩЧБАФУС Ч УЛМПЛЙ. чБЫБ ЪБДБЮБ ЧЩЮЙУМЙФШ ФБЛЙИ УПФТХДОЙЛПЧ (ОБ ЬФП ХКДЕФ ОЕДЕМС-ДЧЕ), ЛПФПТЩЕ ХЦЕ ЪБУМХЦЙМЙ ХЧБЦЕОЙЕ Х ТХЛПЧПДУФЧБ Й Л ОЙН РТЙУМХЫЙЧБАФУС, Й ОБЮБФШ РМПФОП ПВЭБФШУС ЙНЕООП У ОЙНЙ. ьФП УФБОЕФ ОЕЛЙН ЭЙФПН ПФ ОБРБДПЛ ЙУРХЗБООЩИ ОЕРТПЖЕУУЙПОБМПЧ.
- еУМЙ ЧЩ РПЮХЧУФЧПЧБМЙ, ЮФП ОБЮБМЙ РПДЧЕТЗБФШУС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПНХ ДБЧМЕОЙА УП УФПТПОЩ ПФДЕМШОЩИ ТБВПФОЙЛПЧ ЛПММЕЛФЙЧБ, ФП ОЕ МЙЫОЙН ВХДЕФ РПЗПЧПТЙФШ ПВ ЬФПН У ТХЛПЧПДЙФЕМЕН. фБЛЙН ПВТБЪПН ЧЩ ДБДЙФЕ ЕНХ ЧПЪНПЦОПУФШ ВПМЕЕ ПВЯЕЛФЙЧОП ТБУУНБФТЙЧБФШ ЧПЪНПЦОЩЕ ДПОПУЩ Й ОЕМЕУФОЩЕ ПФЪЩЧЩ ПФ ЧБУ. еУМЙ ЧЩ ОЕДБЧОП ТБВПФБЕФ Ч ПЖЙУЕ, ФП НПЦЕФЕ ДПЗПЧПТЙФШУС У ТХЛПЧПДЙФЕМЕН П РЕТУПОБМШОЩИ ЕЦЕОЕДЕМШОЩИ ПФЮЕФБИ П РТПДЕМБООПК ТБВПФЕ (НПЦОП ЧУЕ Ч ФПН ЦЕ ЬМЕЛФТПООПН ЧЙДЕ), ЮФПВЩ ТХЛПЧПДЙФЕМШ ЧЙДЕМ, ЮФП ЧЩ ЮЕУФОП Й ИПТПЫП ТБВПФБЕФЕ. п ЧБЫЙИ ДПЗПЧПТЕООПУФСИ ОЕ ДПМЦОЩ ЪОБФШ ДТХЗЙЕ УПФТХДОЙЛЙ. нПЦЕФЕ ДБЦЕ РПРТПУЙФШ ТХЛПЧПДЙФЕМС ОЕ ИЧБМЙФШ ЧБУ РТЙ ДТХЗЙИ УПФТХДОЙЛБИ, ХНОЩК ОБЮБМШОЙЛ РПКДЕФ ОБЧУФТЕЮХ. ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ТХЛПЧПДЙФЕМШ УБН ПФМЙЮОП ЪОБЕФ, ЛФП ОБ ЮФП УРПУПВЕО. юЕТЕЪ ОЕУЛПМШЛП НЕУСГЕЧ ЧБЫЙ РПЛБЪБФЕМЙ ВХДХФ УТБЧОЙЧБФШ У ТЕЪХМШФБФБНЙ ТБВПФЩ ДТХЗЙИ УПФТХДОЙЛПН, Й ЧУЕ ЧУФБОЕФ ОБ УЧПЙ НЕУФБ.
- чУЕ УЧПЙ ЙДЕЙ РП РПЧЩЫЕОЙА ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ТБВПФЩ ФБЛЦЕ ЧЩУЩМБКФЕ ТХЛПЧПДЙФЕМА Ч ЬМЕЛФТПООПН ЧЙДЕ ЙМЙ ПФДБЧБКФЕ МЙЮОП ВЕЪ УЧЙДЕФЕМЕК.
- рТЙ НПВВЙОЗЕ УМЕДЙФЕ ЪБ УЧПЙН РПЧЕДЕОЙЕ Ч ПЖЙУЕ. чЩ ОЕ ДПМЦОЩ ДБЧБФШ ОЙ НБМЕКЫЕЗП РПЧПДБ Ч ЮЕН-ФП ЧБУ ХМЙЮЙФШ. чУЕ ЧБЫЕ ТБВПЮЕЕ ЧТЕНС ДПМЦОП ВЩФШ РПУЧСЭЕОП ФПМШЛП ТБВПФЕ: ОЙЛБЛЙИ МЙЮОЩИ ЪЧПОЛПЧ РП РПМЮБУБ, ОЙЛБЛЙИ ЙЗТ ОБ ЛПНРШАФЕТЕ, ОЙЛБЛЙИ ПРПЪДБОЙК Й ХИПДПЧ У ТБВПФЩ ТБОШЫЕ, ЮЕН РПМПЦЕОП.
- еУМЙ У УПФТХДОЙЛПН, ЛПФПТЩК РТПСЧМСЕФ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЧБУ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ДБЧМЕОЙЕ, ЧЩ УЧСЪБОЩ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩНЙ РТПГЕУУБНЙ, ФП ЦЕМБФЕМШОП Ч ТБНЛБИ ТБВПЮЕК РЕТЕРЙУЛЙ Ч ЛПРЙА ЛБЦДЩК ТБЪ УФБЧЙФШ ТХЛПЧПДЙФЕМС. б ФБЛЦЕ РПРТПУЙФШ ОЕДПВТПЦЕМБФЕМС ПУОПЧОЩЕ ЪБДБЮЙ ЖПТНХМЙТПЧБФШ Ч РЙУШНЕООПН ЧЙДЕ Ч РПЮФХ, ЮФПВЩ ОЕ ЧПЪОЙЛБМП УЙФХБГЙК «С ЕНХ ЗПЧПТЙМ, Б ПО ОЕ УДЕМБМ».
- ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УЙФХБГЙЙ, ЛПФПТБС УМПЦЙМБУШ, ЙОПЗДБ РПНПЗБЕФ УРПЛПКОБС ВЕУЕДБ У ПВЙДЮЙЛБНЙ. еУМЙ ЧБЫЙИ ОЕДПВТПЦЕМБФЕМЕК ОЕ ФБЛ НОПЗП Й ПУФБМШОЩЕ УПФТХДОЙЛЙ ПЖЙУБ (НПЦЕФ Й ОЕЗМБУОП) ЧБУ РПДДЕТЦЙЧБАФ, ФП РТЙ ПЮЕТЕДОПН ЧЩРБДЕ ЙМЙ РПДУФБЧЕ НПЦОП УРПЛПКОП УЛБЪБФШ УПФТХДОЙЛХ П ФПН, ЮФП ПО ОЕ РТБЧ. хНЕУФОП ВХДЕФ ФБЛЦЕ ДПЧЕУФЙ ДП ЕЗП УЧЕДЕОЙС, ЮФП РТЙ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ЧЩ ЗПФПЧЩ ДБФШ ДБМШОЕКЫЙК ИПД УЙФХБГЙЙ Й ТБЪПВТБФШ ЕЈ ОБ ХТПЧОЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС. лПЗДБ ЛПММЕЗЙ ХЧЙДСФ, ЮФП ЧЩ ОЕ ВПЙФЕУШ ТБЪВПТПЛ Й ДБЦЕ ХЧПМШОЕОЙС, ФП ПОЙ ОЕУЛПМШЛП ПУМБВСФ ИЧБФЛХ, Ф.Л. ОБЮОХФ РЕТЕЦЙЧБФШ ХЦЕ ЪБ УЧПЕ НЕУФП.
уРПУПВЩ РТЕПДПМЕОЙС РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ДБЧМЕОЙС РТЙ ЧЕТФЙЛБМШОПН НПВВЙОЗЕ.
ч УМХЮБЕ НПВВЙОЗБ УП УФПТПОЩ ТХЛПЧПДУФЧБ УЙФХБГЙС ВПМЕЕ ФСЦЕМБС. еУМЙ ЧБУ ИПФСФ ХЧПМЙФШ, ФП ЧБУ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ХЧПМСФ. оЕ ОХЦОП УЙМШОП ЪБГЙЛМЙЧБФШУС ОБ ЬФПН ХЧПМШОЕОЙЙ, Ф.Л. ПОП — ОЕ ФТБЗЕДЙС, Б ПЮЕТЕДОПК ЫБЗ Ч ЧБЫЕК ЛБТШЕТЕ, ЧПЪНПЦОПУФШ ОБКФЙ МХЮЫЕЕ НЕУФП, ЗДЕ ЧЩ ВХДЕФЕ РТПЖЕУУЙПОБМШОП ТБУФЙ.
- пДОЙН ЙЪ УРПУПВПЧ РТПСУОЙФШ ДМС УЕВЕ УЙФХБГЙА Й ЕЈ РПУМЕДУФЧЙС НПЦЕФ УФБФШ ПФЛТПЧЕООБС ВЕУЕДБ У ТХЛПЧПДЙФЕМЕН. пВЭЕОЙЕ ДПМЦОП ВЩФШ ДЕМПЧЩН Й ЛПОУФТХЛФЙЧОЩН. чЩ НПЦЕФЕ УЛБЪБФШ, ЮФП ЪБНЕФЙМЙ, ЮФП Ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС ЧПЪТПУМП ОЕДПЧПМШУФЧП ЧБЫЕК ДЕСФЕМШОПУФША, Й ЧЩ ИПФЕМЙ ВЩ ХФПЮОЙФШ РТЙЮЙОЩ. чЩ ИПФЙФЕ РПТБВПФБФШ ОБД ОЕДПЮЕФБНЙ Й УДЕМБФШ ЧБЫХ ТБВПФХ ВПМЕЕ РТПДХЛФЙЧОПК. нПЦЕФЕ РПРТПУЙФШ ТХЛПЧПДЙФЕМС ПВПЪОБЮЙФШ ЧБН РМБОЩ ЙМЙ ОПТНЩ, ЛПФПТЩЕ ПО УЮЙФБЕФ РТЙЕНМЕНЩНЙ. еУМЙ ТХЛПЧПДЙФЕМШ ВХДЕФ ПФТЙГБФШ УЧПА ОЕРТЙСЪОШ ЙМЙ РПУФБЧЙФ ОЕТЕБМШОЩЕ ДМС ЧБУ ОПТНБФЙЧЩ, ФП ПО, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ХЦЕ ЮЕФЛП ТЕЫЙМ ЧБУ ХЧПМЙФШ, Й ДМС ОЕЗП ЬФП — ЧПРТПУ ЧТЕНЕОЙ. фБЛ ЪБЮЕН ЧБН РПДЧЕТЗБФШ УЕВС ДПРПМОЙФЕМШОПНХ РТЕУУЙОЗХ, ЕУМЙ ЙУИПД ЧУЕН ХЦЕ ЙЪЧЕУФЕО? мХЮЫЙН ТЕЫЕОЙЕН Ч ЬФПН УМХЮБЕ ВХДЕФ ЧБЫЕ ХЧПМШОЕОЙЕ, П ЮЕН УФПЙФ УЛБЪБФШ ТХЛПЧПДЙФЕМА. уЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ПО ПВТБДХЕФУС, ЮФП УЙФХБГЙС ТБЪТЕЫЙМБУШ ФБЛ ХДБЮОП, Й Х ЧБУ ОЕ ВХДЕФ РТПВМЕН ОЙ У ТЕЛПНЕОДБГЙСНЙ, ОЙ У ТБУЮЕФПН. еУМЙ ТХЛПЧПДЙФЕМШ ОБЮЙОБЕФ РЕТЕЮЙУМСФШ РТЕФЕОЪЙЙ, ФП, ЧПЪНПЦОП, ЧУЕ ОЕ ФБЛ РМПИП.
чП-РЕТЧЩИ, НПЦЕФ ПВОБТХЦЙФШУС ФПФ ЖБЛФ, ЮФП ЕЗП ОЕЧЕТОП ЙОЖПТНЙТХАФ П ТЕЪХМШФБФБИ ЧБЫЕК ТБВПФЩ.
чП -ЧФПТЩИ, Х ЧБУ РПСЧЙФУС ЧПЪНПЦОПУФШ УЛПТТЕЛФЙТПЧБФШ ЛПЕ-ЮФП Ч УЧПЕК ТБВПФЕ Й РТПДПМЦБФШ ТБВПФБФШ ДБМШЫЕ ВЕЪ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ДБЧМЕОЙС.
- еУМЙ НПВВЙОЗ ЙДЕФ УП УФПТПОЩ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЗП ТХЛПЧПДЙФЕМС, Б ОБД ОЙН ЕУФШ ЕЭЕ ТХЛПЧПДУФЧП, ФП НПЦОП ДПВЙФШУС БХДЙЕОГЙЙ Х ОЕЗП. ъДЕУШ ЧПЪНПЦОЩ ФБЛЦЕ ДЧБ ЙУИПДБ: 1) ЧЩЫЕУФПСЭЕЕ ТХЛПЧПДУФЧП ТБЪВЕТЕФУС Ч УЙФХБГЙЙ Й ЙМЙ ХЧПМЙФШ ОЕЛПНРЕФЕОФОПЗП ТХЛПЧПДЙФЕМС, ЙМЙ РПУФБЧЙФ ЕНХ ОБ ЧЙД; 2) ОЙЛФП ОЙ Ч ЮЕН ТБЪВЙТБФШУС ОЕ ВХДЕФ, Й ЧБН МХЮЫЕ ЙУЛБФШ ОПЧПЕ НЕУФП ТБВПФЩ, РПФПНХ ЮФП ОБ ЬФПН ЕУФШ ЧЕТПСФОПУФШ РПДПТЧБФШ УЧПЕ ЪДПТПЧШЕ.
Каждый хорошо знает по себе, как скверно оказаться объектом давления с чьей-либо стороны. Чуть растерялся - и начинаешь действовать как автомат, выполняя одну из детских программ: спасаться бегством, вступать в схватку и т.д. Как же выбраться из привычной колеи?
Первое, что требуется сделать в качестве подготовки к защите - остановить свою импульсивную реакцию и начать исследовательскую работу.
Сделать это можно разными способами. Иногда рекомендуют: сосчитай до десяти. Можно, однако это действует слабо. Еще советуют: рассмотри внимательно человека, с которым общаешься, отыщи какие-то характеризующие его детали. Например, особенности одежды, мимику лица, жесты или, скажем, особенности его рабочего места. Это помогает лучше.
Еще эффективнее - начать отслеживать все изменения в состоянии партнера, которые возникают по ходу его действий. Попробуйте перехватить взгляд: куда он переносится? Сопоставьте содержание слов с движениями рук или мимики. Например, может оказаться, что собеседник не смотрит вам в глаза, а куда-то поверх вас или в сторону, а может и вниз (самому неудобно за себя?). Бывает, грозные слова контрастируют с суетой рук: дергает пуговицу, бездумно перекладывает что-то на столе и т.д. Вся эта информация позволяет делать предположения относительно состояния, мотивов, намерений партнера.
Как только вам удалось перевести себя в состояние исследователя, можно приступать к выяснению, какой вид давления вы испытываете на себе. Если это давление или уничижение, которые распознаются довольно быстро, то вы можете сразу приступить к защите от них.
Зашита от психологического давления
Итак, вы под прессом: испытываете явное принуждение. Например:
- Вас просят о чем-то, чего бы вам очень не хотелось делать, но трудно отказать, так как вы зависимы от просящего.
- Вам предлагают сделать что-либо, вы отказываете, но вас стремятся надавить чем-либо:
- Вы не хотите брать на себя ответственность?
- Похоже, что вы боитесь.
- Я подозреваю, что... - далее следует какая-либо инсинуация.
Нелишне напомнить, что давление можно оказывать, используя слухи, мелкие придирки, скрытые угрозы, намеки и т.п.
1. Чтобы выиграть время, задавайте вопросы. Если исходить из приведенных примеров, то в первом случае хорошо бы спросить: "Я могу не соглашаться?" Если партнер сказал, что вы вольны выбирать, то можно сослаться на это заявление и отказать. Если же был сделан намек на вашу зависимость, попробуйте спросить, не повлечет ли ваш отказ каких-либо последствий.
Для вас существенно, чтобы взаимосвязь просьбы и зависимости прозвучала ясно и отчетливо. Как правило, агрессор стремится избежать того, чтобы выглядеть агрессором (особенно в присутствии свидетелей), и может оказаться, что он предпочтет отказаться от дальнейшего нажима.
Если же эта взаимосвязь была четко обозначена с самого начала, то смысл расспросов в основном будет состоять в том, чтобы выиграть время для продумывания дальнейшей тактики.
Во втором случае нажим со стороны собеседника можно ослабить серией уточняющих вопросов:
- Что вас привело к мысли, что я отказываюсь брать ответственность? Ответственность за что я не беру на себя? Перед кем я буду отвечать? Ответственность должна быть уравновешена предоставлением власти, в чем она будет выражаться?
- Почему вы решили, что я боюсь? Чего я мог бы здесь испугаться? А других объяснений моего отказа вы не находите?
- На чем основываются ваши подозрения? Почему вы сделали именно такое предположение? Как можно проверить вашу информацию? Проверяли ли вы эту информацию?
Основной смысл этих расспросов - точно выяснить причины, по которым ваш партнер обладает силовым преимуществом. То есть, вам следует:
2. Установить вид силы, которым пользуется партнер. Вам ведь действительно необходимо выявить источник его силы над вами. Тогда вы сможете более точно организовать отпор.
Может быть он рассчитывает лишь на крик - грамотно будет не уступать, а дождаться, когда его крикливый запас иссякнет, когда он второй раз начнет прокручивать одни и те же приемы. Затем третий... Или, может быть, давление организуется через присутствующих: "Вы только посмотрите...", "Ну скажите...", "Всем ясно, что...". Не тушуйтесь, внимательно изучите реакции тех, к кому эти фразы как бы адресуются. Одно то, что вы рассматриваете этих людей, принуждает их дать вам какой-то сигнал. Очень редко случается полное единодушие наблюдателей. Может оказаться, что найдется кто-то, кто станет на вашу защиту. И уж, по меньшей мере, молчание присутствующих вы всегда можете повернуть и себе на пользу.
Основное - не давайте себя сломить, спокойно и неторопливо возражайте. Ищите возможность поставить под сомнение выявленный вид силы или ослабить ее какими-либо другими приемами.
Скажем, идет ссылка на авторитет - ослабляем или авторитет, или сферу применимости суждения: мол, для данного случая оно не подходит, или подходит лишь частично. Если партнер делает упор на свой возраст - найдите аргументы в пользу также и вашего возраста.
Не умаляйте его аргументов самих по себе (сохраняйте перспективу сотрудничества), а ограничивайте их применимость какими-либо объективными соображениями. Например, партнер рассчитывает на прежние хорошие отношения с вами или оказанные ранее услуги. Не принижая значимости таковых, покажите, насколько вам трудно сделать то, что от вас ожидается. Подробно разъясните суть ваших проблем, покажите, почему они перевешивают силу прежних услуг. Разумеется, все это должно быть правдой.
Если партнер пытается влиять на вас за счет высокого темпа общения (наскоком), придумайте повод остановиться: скажите, что необходимо позвонить, выключить чайник, отлучиться - все, что может послужить удобным предлогом и позволит прервать натиск. Затем же задайте более медленный, удобный для вас темп беседы. Причем каждый раз, когда он начинает торопить вас, переспросите о любой детали, "поизучайте проблему". Прием, конечно, бюрократический, но если партнер может пользоваться "нечистым" приемом, то и противостоять приходится не всегда "чисто". Но делать это необходимо ровно настолько, чтобы приостановить партнера. Следует отказываться от приема сразу, как только он начинает разрушать ваши отношения.
3. Отыскать новый вид силы, по которому вы сильнее. Это может быть: чья-либо поддержка, прежние взаимоотношения, ваша роль добытчика денег или организатора заказов для фирмы и т.д.
Ради сохранения перспективы сотрудничества лучше избегать использования ответного давления в явной форме. Лучше всего, если ваши аргументы будут касаться каких-либо прежних договоренностей. Хорошо, если вы сможете так развернуть логику расспросов, что обстоятельства или объективные требования подскажут иное решение - прекрасно, если оно устраивает обе стороны (сила вашего умения анализировать проблему слагается с силой объективных обстоятельств).
Проследите за тем, чтобы не увлекаться в проведении атак на партнера, не упиваться своей квалификацией спорщика. Ведь для вас необходимо лишь выравнять баланс сил. Как только вы выполнили задачу нейтрализации давления, ищите возможность договориться о том, каким образом можно решить проблему, что для этого необходимо сделать. Затем вы можете обсудить, как впредь в подобных ситуациях вы будете взаимодействовать. То есть:
4. Предлагайте сотрудничество. Предлагайте его уже самим стилем поведения, характером договоренностей. Основной защитный эффект даст то, что вы нашли способы ослабить (разрушить) давление со стороны партнера и противопоставить собственную силу. А еще есть и перспективный результат: вы приучаете партнера к тому, что на вас давить бесполезно.
В рамках ориентации на сотрудничество борьба за будущие отношения более важна, чем за ближнюю выгоду (заметьте, борьба, но не с партнером, а за отношения). Поэтому даже если вы проигрываете в данной ситуации и вам приходится уступить, то нелишне будет как-то обозначить перспективу развития. Нет смысла обвинять или пытаться ущемить обидчика, лучше оставьте что-то (может быть, лишь как бы) недоговоренным, невыясненным, чтобы сохранить возможность вернуться к данной проблеме. Да, вы подчиняетесь, уступаете, но вы не согласны с таким исходом, и рассчитываете еще что-то изменить.
Избегайте угроз. Возврат к проблеме - это анализ ее. Вашему партнеру будет нетрудно признать некорректность своего поведения уже после того, как он добился своего. Пока он "добрый", выговорите у него это признание. Позже само напоминание об этом разговоре станет препятствием к повторению психологического насилия. И даже если партнер сумееттакое препятствие затем преодолеть, следующая порция вашего влияния будет присоединена к предыдущей. Постепенно вы "настроите" партнера на более миролюбивый лад.
Итак, защита от давления заключается в следующем:
- Начать задавать вопросы, чтобы выиграть время, совладать с собой, настроиться на организацию обороны.
- Выяснить, каким видом силы (преимуществом, рычагом давления) пользуется партнер.
- Найти такой вид силы, в котором вы сильнее, и начать ее применять.
- Уловить момент, когда баланс сил выравнялся: нет того, кто сильнее.
- Перейти к сотрудничеству: начать вместе решать проблемы, договариваться о том, что делать дальше.
Обсуждение
Очень полезная статья. Эти действия оставляют возможность дальнейшего сотрудничества с "обидчиком", но не избавляют от них в дальнейшем:). Есть ли способ избавиться от таких манипуляций раз и навсегда? Как не позволять другому самоутверждаться за мой счет? :) С уважением
30.04.2008 08:14:32, ЯнаКомментировать статью "Защита от психологического давления"
Подростковый психолог Дети – это гордость и надежда своих родителей. К сожалению, порой необходимо вмешательство подросткового психолога, для помощи в выходе из кризиса семейных отношений. Психика ребенка очень чувствительная, хрупкая и требует особого к себе внимания. Любые изменения, эмоциональные срывы, вызывающее поведение ребенка могут быть вызваны внешними факторами, которые разрушительно воздействуют на внутренний мир. Подростковый психолог без давления, в удобной для подростка...
Помощь в центре психологической помощи Центр психологической помощи представляет собой специальным образом организованную работу психоаналитиков, психологов и психотерапевтов, с различной специализацией. Благодаря своей универсальности и реальному результату по итогам сотрудничества с центрами психологической помощи, эти учреждения пользуются заслуженной популярностью не только среди компаний, коллективов, но и среди простого населения страны. Какие же проблемы решаются...
1. Вытеснение Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а)...
Отрицание Один из ранних способов справляться с неприятностями – это отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Эта реакция – отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой...
Согласно современным исследованиям формирование мозга к 3 годам завершено на 80%. Изучение детской физиологии и психологии показало это ключ к развитию всех способностей ребенка –это его личный опыт познания в первые годы жизни К трем годам мозг ребенка формирует около 1 тыс. трлн. соединений – почти в два раза больше чем у взрослых людей. Мозг ребенка очень плотный и останется таким на протяжении первых десяти лет. Начиная примерно с 11 лет, мозг ребенка начинает избавляться от...
Ученые многих стран с сожалением отмечают, что все больше распространяется среди подростков состояние, которое врачи диагностируют как “депрессия” (хотя до сих пор точные критерии того, что считается депрессией, окончательно не определены). И все больше проводится серьёзных как медицинских, так и социальных исследований, ставящих задачу выявления факторов риска появления депрессии в подростковом возрасте и способов защиты молодежи от влияния этих факторов. В недавних исследованиях учёных США...
Гипнотическое шоу «По следам Вольфа Мессинга» 2 марта в Концертом зале Мир впервые после двенадцатилетнего перерыва состоится шоу всемирно известного гипнотизера и экстрасенса Геннадия Гончарова. Зрители станут участниками новой программы «По следам Вольфа Мессинга» и ощутят на себе силу паранормальных способностей Гончарова. Шоу Гончарова - не пустая демонстрация "фокусов" - в ходе своей многолетней практики Геннадий решает реальные проблемы тысяч людей. Карьера и личная жизнь, защита от...
Ну теперь понятно почему ни директор ни учитель ничего в данном случае не предпринимают...я бы написала 2 заявления - 1в милицию с просьбой оградить своего ребенка от притязаний и психологического давления и от угроз тети такой то..(мамы мальчика).
Часть родителей ищет "волшебную таблетку": кто бы что-нибудь сделал с моим ребеночком, чтоб он стал как все... И почти всегда есть "залипание" на детях: либо это гиперопека, либо психологическое давление, либо еще какие вариации...
Метод гипокситерапии не является методом лечения или профилактики какого-то специфического заболевания. Это - метод гипоксической тренировки, стимуляции организма, повышающей его неспецифическую сопротивляемость, благодаря чему достигается эффект лечения и профилактики многих заболеваний, устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям, повышение физической и умственной работоспособности. Физиологической реакцией организма на гипоксию является включение многих компенсационных...
Моя история о многолетнем психологическом насилии от отца своих детей. Кратко не получится, но попробую. Мы познакомились в 1999 году. Стали жить вместе. В январе 2002 года я ушла от него-не выдержала унижения, побои и оскорбления постоянные. Уговорил вернуться. С марта 2002 где-то до февраля 2003 года у нас были хорошие отношения. В июле 2003 года родился первый ребенок. В 2004 году мы с ребенком уехали на море на 1 год без отца. В 2005 году, после возвращения в Москву, я снова забеременела...
Конференция с Юлией Борисовной Жихаревой, психологом-дефектологом детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II 1. Стоит ли ругать ребёнка за враньё? Это зависит от возраста ребёнка и от характера его лжи. Маленьких детей (до 7 лет) не ругают, т.к. в силу возраста они вполне могут путать вымысел с правдой, особенно если это не несёт каких-то выгод. Им нужно в таком случае просто мягко напомнить о настоящем, не ловя на лжи. Если выгода есть, то нужно задуматься, почему ребёнок врёт? Обычно...
То, что Вы говорите, распространённая психологическая защита. Моё пузо от них? И давление скачет от всего трёх конфеток в день? Всё от того, что я вместо прогулки сижу и пью чай с 3 ложками сахара?"
вот самое что ни на есть давление на жалость: "о том, что будет чувствовать ваш малыш, когда вы придёте на аборт." причем если с жалостью к себе и по поводу своих детей еще можно справиться,то вот такое психологическое давление...
А я бы написала: просим оградить нашего учителя от систематического психологического давления и оскорблений.
И напишите, что до официального принятия решения вы не считаете возможным посещать школу т.к. администрация оказывается на ребенка психологическое давление, что не даёт ему возможность учится.
Это простой прием психологического давления (от слабости). Оно продиктовано не сиюминутной обидой, а осознанием вашей с мужем психологической несовместимости.
Кстати, существует один психологический нюанс: больше всего подвергаются всяким неприятностям на улице те люди, которые всего боятся ("синдром жертвы") и не имеют Это -лучшая прививка от агрессоров. Агрессия - это психологическая защита от неуверенности.