Беспредел в бирме. Что за народ рохинджа. И чему стоит верить, а чему — нет в истории конфликта в Мьянме. Чёрное и белое

В мировой истории неоднократно имели место трагические события, в основе которых были межнациональные противостояния внутри одной страны или одного региона. В конце 20 и начале 21 века по всему миру вспыхнули локальные военные конфликты, причиной которых были межэтнические столкновения на языковой, национальной или религиозной почве. Одним из последних текущих религиозных конфликтов остается резня мусульман в Мьянме, предпосылки которой тянутся еще со времен основания этого государства.

Первые отголоски межэтнического противостояния

Еще со времен британских колонизаторов в северо-западном регионе Бирмы Ракхайне возникли мелкие конфликты на фоне вероисповедания. Ракхайн заселяли две большие группы народностей: рохинджа, исповедовавшие ислам, и буддисты араканцы.

В период Второй мировой войны Бирма была полностью оккупирована милитаристской Японией. Мусульманское население поддерживала антигитлеровскую коалицию, и получило оружие для борьбы с захватчиками. Поскольку араканцы были с японцами единоверцами, то мусульмане направило полученное от союзников вооружение именно на них. Тогда жертвами вооруженного столкновения стало около 50 000 человек.

После войны Великобритания наделила Мьянму независимостью, что привело к массовой безработице, хаосу и гражданской войне. Эти события еще больше разъединило мусульман и буддистов. В тяжелое послевоенное время вопрос стабилизации межконфессиональных отношений был далеко не на первом месте.

Накал обстановки в стране

Начиная с 50-ых годов прошлого столетия Мьянма переживает рост экономики и промышленности. Однако это не спасло государство от постоянных стычек между религиозными группами

Основными факторами, способствующими обострению ситуации были:

  1. Заселение Ракхайна мусульманами из соседних государств, которые прибывали в Бирму с целью временного заработка;
  2. Объединение трудовых мигрантов в общины;
  3. Ущемление в правах как приезжих, так и коренных жителей, исповедовавших ислам;
  4. Отказ центральной власти выдавать паспорта коренным рохинджа;
  5. Гонения со стороны националистических буддистских организаций.

С середины 1980-ых годов в Мьянме начал назревать экономический кризис. Наиболее тяжелым он был именно в штате Ракхайн. Отсутствие дотаций из казны, высокий уровень безработицы, снижение социальных выплат, а также передача земель рохинджа жителям других буддистских регионов сформировали у мусульман крайне негативное отношения к правительству.

Геноцид мусульман в Бирме

Пик внутренних стычек произошел в 2012 году после жестокого изнасилования буддистской молодой девушки. Преобладающее буддистское население обвинило в ее смерти местных мусульман , после чего их кварталы, а том числе мечети и мелкий бизнес подверглись сильным погромам и мародерствам.

В ходе массовых беспорядков создавались радикально настроенные политические организации, такие как АРСА и «Движение веры Аракана». Они взяли на себя ответственность за погромы и атаки на органы полиции.

Спустя 5 лет 25 августа 2017 года ситуация повторилась снова. Около 30 участков полиции были подвержены нападениям со стороны АРСА. Как результат, в Мьянме ввели режим контртероррестической операции. Власти применили правительственные войска и силы полиции для зачистки региона от мусульман.

В ходе боев местного назначения было ликвидировано около 400 мятежников. Среди мирного населения было убито 14 людей, а со стороны властей 12 военнослужащих.

Результатом такого террора стало бегство несколько тысяч мирных жителей в Бангладеш и Индию. Для того чтобы переселенцы не смогли вернуться назад в Ракхайн, власти заминировали приграничную с Бангладешем зону. Миссия ООН признало обстановку в государстве критической, что вынудило приостановить работу миссии.

Реакция мирового сообщества на положение в Мьянме

Официальные власти данной страны утверждают, что ничего критического не происходит и они проводят операцию по наведению конституционного порядка и пресечению бандитизма среди религиозного меньшинства. Несмотря на такие заявления, ООН предоставила ряд документов, которые были составлены со слов беженцев и очевидцев.

Согласно данным международных организаций по правам человека в Ракхайне царит жестокость и насилие со стороны армии по отношению к мусульманам. Отмечались неоднократные провокации со стороны органов власти с целью дискредитировать религиозную общину.

Министр иностранных дел Аун Сан Су Чжи утверждает, что буддистское население в регионе постоянно сокращается и власти обеспокоены такой тенденцией, и намерены стабилизировать отношения между двумя религиозными группами.

Ряд исламских государств обеспокоен таким развитием политического сценария и направили в МИД Мьянмы официальные ноты протеста, а также подготовили необходимую гуманитарную помощь пострадавшим детям.

Геноцид мусульман в Мьянме: Орхан Джемаль

В некоторых городах России, В Москве и Грозном в частности, проводились митинги в поддержку мусульманского населения Мьянмы. Однако, никто из митингующих не владел реальной информации о текущем положении. Российский журналист Орхан Джемаль решил самостоятельно разобраться в ситуации и провел в Азии около месяца.

После приезда домой Джемаль неоднократно освещал увиденные собственными глазами события:

  • Постоянное унижение последователей ислама;
  • Ущемление в элементарных гражданских правах;
  • Жестокое избиение религиозного меньшинства;
  • Насилие со стороны военных по отношению к женщинам;
  • Жесткий приграничный контроль;
  • Постоянные провокации в исламских селеньях.

Вернувшись домой, Орхан Джемаль несколько раз выступал по телевидению с целью осветить публике увиденные события. Журналист постоянно проводит различные мероприятия для поддержки сторонников ислама по всему миру.

Казалось бы, 21 век - это новая эра гуманных и миролюбивых отношений между странами, народами и религиями, в которое неприемлемо насилие и жестокость. Но как свидетельствует резня мусульман в Мьянме, еще далеко не каждое государство способно встать на цивилизованный путь своего развития.

Видео о шокирующих событиях в Бирме

В данном ролике Илья Митрофанов расскажет о событиях, предшествующих кровавой бойне в Мьянме:

К онфликт между рохинджа и правительством идет уже несколько десятилетий, напоминает «Радио Свобода». Великобритания, предоставляя в 1940-х годах независимость Британской Бирме, как тогда называли Мьянму, пообещала дать независимость почти всем национальным окраинам, в том числе и нынешнему национальному штату Аракан или Ракхайн — узкой полосе земли на бирманском побережье Бенгальского залива, граничащей с Бангладеш. В Ракхайне и живут рохинджа. Не получившие независимость, все семь штатов, в том числе Ракхайн, не признали новое правительство Мьянмы и только в последнее время удалось убедить их прекратить огонь.

Полтора миллиона представителей рохинджа считают Ракхайн своей родиной, но Мьянма называет их незаконными мигрантами и исламскими боевиками, которые поддерживают международные террористические организации. Конфликт между рохинджа и властями обострился осенью 2016 года, а в конце августа 2017 года бойцы группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» напали на 30 армейских объектов и полицейских участок и убили 15 человек, отомстив таким образом за преследование рохинджа.

В ответ власти арестовали сотни представителей рохинджа, а 1 сентября заявили об убийстве примерно 400 боевиков и 17 случайно погибших мирных жителей. Международные правозащитные организации назвали произошедшее геноцидом мусульман Ракхайн — в штате ислам исповедуют не только рохинджа.

С конца же августа не меньше 40 тысяч рохинджа сбежали в Бангладеш, на необитаемые острова в Бенгальском заливе и на берега рек возле границы, которые никто не контролирует. Беженцы рассказали, что власти убили тысячи рохинджа, уничтожали деревни, пытали и насиловали людей. На нейтральных территориях возле рек находятся около 20 тысяч рохинджа, в Бангладеш в лагерях беженцев почти без воды, пищи и лекарств собрались 300-400 тысяч представителей этого народа. 1 сентября власти Бангладеш на берегу реки нашли тела 15 утонувших во время переправы из Мьянмы беженцев, из них 11 — дети.

Ни Бангладеш, ни Малайзия, ни Индия не желают оставлять у себя беженцев рохинджа. Индия, которая хочет выслать 40 тысяч рохинджа, заявляет, что не подписывала конвенцию о статусе беженцев и поэтому может отправить их на родину. Бангладеш предлагает собрать беженцев на острове Тенгар Чар, который почти никто не контролирует и который посещают пираты и контрабандисты. На острове нет инфраструктуры, а в сезон дождей большая его часть скрыта под водой. Международное сообщество негативно относится к этой идее.

Великобритания потребовала рассмотреть положение рохинджа на специальном заседании Совета Безопасности ООН, но предложение отверг Китай. Раскритиковала Мьянму и посол США в ООН Никки Хейли. При этом государственным советником Мьянмы сейчас является Аун Сан Су Чжи, которая получила Нобелевскую премию мира за борьбу за демократические ценности и фактически управляет страной. Аун Сан Су Чжи во время своих выступлений избегает темы преследования рохинджа.

Сообщается также и о массовых преступлениях мусульман против буддистов Ракхайн. Однако точно сказать о происходящем в штате невозможно, поскольку власти не пускают туда ни журналистов, ни правозащитников.

Есть несколько версий о том, как рохинджа начали жить в Мьянме. Сами они считают себя потомками арабов, которые колонизировали берега Индийского океана в Средние века. В их языке есть много заимствований из санскрита, арабского, персидского и португальского языков. Власти Мьянмы и буддистское население полагают, что рохинджа — бенгальцы-мусульмане, которых переселили на восток британские колониальные власти с территории нынешней Бангладеш в качестве дешевой рабочей силы, а также жители Бангладеш, бежавшие оттуда во время Войны страны за независимость от Пакистана в 1971 году. Кроме того, во время захвата Британской Бирмы Японией рохинджа остались на стороне британцев и стали партизанами, а буддисты поддержали японцев, которые пообещали стране независимость. Поддержавшие японцев буддисты начали вступать в «Национальную армию Бирмы», во главе которой стоял генерал Аун Сан, отец Аун Сан Су Чжи.

События в Мьянме, где противостояние мусульман и буддистов переросло в открытую войну, вызвали неоднозначную реакцию в мировом сообществе. Действия местных властей и жителей, исповедующих буддизм, когда многие приверженцы ислама были вынуждены бежать из страны, некоторые политические деятели даже поспешили назвать геноцидом. Однако если вспомнить, то ранее мусульманское население Мьянмы неоднократно атаковало буддийские святыни и провоцировало межрелигиозные столкновения. Ситуация зашла так далеко, что для наведения порядка мьянманское правительство привлекло войска, а сама азиатская страна стала центром внимания мировой общественности.

Новости последних дней звучат так: свыше 70 тысяч представителей народности рохинджа, которые исповедуют ислам, бежали с запада Мьянмы в соседнюю Бангладеш. Как говорится, к этому их вынудила вспышка насилия в штате Ракхайн. И хотя это началось еще в конце августа, огласку происходящее получило лишь в первые дни осени.

ПО ТЕМЕ

Согласно данным военных Мьянмы, в столкновениях погибли несколько сотен человек, большинство из них – представители рохинджа, которых власти страны называют боевиками. Как говорят сами беженцы, армейские подразделения, спецслужбы Мьянмы и этнические группы, в основном исповедующие буддизм, нападали на мусульман, сжигали их дома и изгоняли из мест проживания.

Беженцы, сумевшие перебраться в Бангладеш, заявили о кампании по вытеснению представителей мусульманского меньшинства из Мьянмы. Они рассказывали, что правительственные войска без разбора стреляют в безоружных, в том числе детей и женщин. Чтобы избежать расправы, люди пытаются достичь Бангладеш, переправляясь через реку Наф. Однако это удается далеко не всем. Ежедневно пограничники обнаруживают тела десятков мусульман, утонувших во время перехода.

Ряд стран пытается оказывать давление на Бангладеш, призывая страну принять большое количество беженцев из Мьянмы. Дело доходило даже до того, что этот вопрос предлагалось вынести на обсуждение Совета Безопасности ООН. Впрочем, до этого не дошло – предложение заблокировал Китай.

Конфликт в Мьянме, говорят аналитики, был вполне предсказуем. Главный вопрос был в том, когда он вспыхнет. Ведь противостояние мусульманского меньшинства и буддийского большинства в этом государстве длится не один год. Каждая из сторон регулярно обвиняет оппонентов в насилии и уничтожении имущества.

Особо яростной агрессия стала 25 августа, когда местные исламисты организовали атаки на полицейские посты и армейские базы, объясняя свои действия преследованием этнического меньшинства. Рохинджа, бежавшие в Бангладеш, говорят об имевших место поджогах домов и вытеснении их с территории Мьянмы. Впрочем, официальные власти страны утверждают, что мусульмане сами сжигают свои деревни, а силовые структуры защищают граждан от террористов и экстремистов.

Значительную роль при нападениях на государственные учреждения и граждан играют боевики исламской организации "Араканская армия спасения рохинджа". Именно их называют причастными к поджогам местных монастырей и осквернению буддийских святынь. Власти Мьянмы официально признали организацию, к которой принадлежат исламисты, экстремистской. Это событие стало катализатором конфликта, в результате чего последние напали сразу на три десятка опорных пунктов полиции.

Разъяренные граждане, как отмечают СМИ, старались уничтожить все, что имеет отношение к буддизму: религиозные здания, статуи Будды, у которых они отбивали головы. Гнев рохинджа объясняется тем, что их права в Мьянме весьма сильно ущемлены: власти страны считают их нелегальными мигрантами из Бангладеш, отказывая в гражданстве. Изгнания представителей этой народности требуют местные националисты, которых называют инициаторами насилия в отношении мусульман.

Конфликт между представителями двух религий длится не один десяток лет. Его эскалация до боестолкновений и фактической гуманитарной катастрофы началась после перехода власти в Мьянме от военного правительства к гражданскому пять лет назад. До этого численность народности рохинджа оценивалась примерно в 800 тысяч человек. В последнее время эта цифра быстро снижается из-за того, что многие их поселения были уничтожены, а выжившие стремятся эмигрировать в Бангладеш.

События в Мьянме, актуализированные мировыми СМИ, стали для обывателей разрывом шаблона – где это видано, чтобы добрые буддисты кого-то там геноцидили? Да еще и мусульман, которые… – далее набор штампов о пацифизме буддистов до 11 сентября. Долгие пояснения, что буддисты, с их культурой единоборств и наемничества, отнюдь не всегда пацифисты, а мусульмане — чаще тихие, вежливые и доброжелательные горожане, полагаю, излишни.

Однако для наведения оптики приведу в качестве примера историю из жизни России – страны, где также соседствуют представители обеих конфессий. Во время турнира по вольной борьбе в Элисте 22-летний дагестанский спортсмен вошел в храм Будды, где справил нужду, а потом ударил статую Будды ногой в нос. Свои действия он снял на мобильный телефон и выложил в социальные сети. Через считаные минуты гостиницу, где проживала дагестанская команда, уже штурмовали местные жители. Незадачливого борца с язычеством выволокли на улицу, доставили в храм и, поставив на колени перед статуей, заставили просить прощения. От суда Линча его спасла лишь подоспевшая полиция. Тут, разумеется, трудно не посочувствовать калмыкам-буддистам, между тем, пацифизмом их действия отягощены не были. Да и у конфликта есть, пусть и не прямая, но предыстория. Например, двумя годами ранее в Элисте неизвестные люди в масках забросали мусульманскую молельню бутылками с коктейлями Молотова. В результате пожара внутреннее помещение молельни сгорело полностью. Добавьте туда многочисленные жалобы на издевательства в отношении заключенных-мусульман , поступающие из спецучреждений буддистской Калмыкии.

Эту тему недавно поднял госдепартамент США, обвинив власти Мьянмы в геноциде, однако мусульмане-рохинджа далеко не впервые становятся объектом нападок со стороны как правительства, так и местного населения, исповедующего буддизм.

Впрочем, мы сейчас не об Элисте. Мы о Мьянме, бывшей Бирме. Точнее, о дискриминации исповедующего ислам народа рохинджа. Эту тему недавно поднял госдепартамент США, обвинив власти Мьянмы в геноциде, однако мусульмане-рохинджа далеко не впервые становятся объектом нападок со стороны как правительства, так и местного населения, исповедующего буддизм.

Истоки конфликта стоит искать в событиях вековой давности. Во время Второй мировой войны Британская Бирма (название государства в составе Британской империи) оказалась захвачена японскими войсками. После этого бирманское население разделяется на две части: буддисты принимают сторону японских захватчиков в надежде получить независимость, а мусульмане оказывают поддержку британской армии. В это время в поддержку японским войскам формируется Национальная армия Бирмы, главой которой становится генерал Аун Сан, отец нынешнего лидера страны Аун Сан Сузы Чжи — пусть вас не дезориентирует скромное название ее официального статуса — государственного советника.

В 1948 году при освобождения от власти англичан всем территориям Британской Бирмы была обещана независимость. Однако получили её не все. В частности, национальный штат Аракан (современное название Ракхайн), являющийся, по мнению рохинджа, их родиной, оказался включён в состав Союза Бирмы. После обретения независимости мусульмане-рохинджа превратились в нежелательную этническую группу, гражданские права которой отказываются признать бирманские власти. Правительство считало и продолжает придерживаться этой позиции до сих пор, утверждая, что рохинджа являются незаконными переселенцами, которых Британская империя привлекала в качестве дешевой рабочей силы. Поэтому сегодня рохинджа не только не имеют представительства в парламенте, но и по-прежнему не признаны гражданами Республики Мьянма. За время существования страны бирманское руководство неоднократно проводило в Ракхайне военные операции и пыталось провести репатриацию местного населения на их «родину» Бангладеш.

Важно подчеркнуть, что дискриминация не имеет религиозного подтекста, поскольку Мьянма – многоконфессиональная стран (7% населения исповедует христианство, 5% – ислам, ещё 3% приходится на другие религии), при этом гражданства лишены только представители народности рохинджа.

Ответной реакцией на такое отношение стало возникновение в 1948 году организации «Армия спасения Аркан рохинджа», целью которой является борьба за независимость от Мьянмы. После возникновения группировка не имела ресурсов для активной реализации своих планов, поэтому, лишь получив в 1990-х годах финансовую помощь от сочувствующих мусульманских государств, «Армия» смогла организовать тренировочные лагеря для своих сторонников, которые начали проводить разного рода провокации, в том числе имеющие жертвы среди мирного населения. За что организация была признана правительством Мьянмы террористической.

Предупредительным сигналом, на который никто не откликнулся, стала волна вооружённых столкновений 2012 года, охватившая штат Ракхайн. По некоторым данным, причиной начала активных действий послужила смерть якобы от рук рохинджа молодой женщины-буддистки. В результате чего на улицах начались погромы и столкновения, было разрушено около 4,5 тысяч домов, более 30 человек убито, по меньшей мере 22 тысячи жителей бежали из страны. Конфликт закончился введением чрезвычайного положения, однако проблема так и осталась нерешенной.

Новый виток эскалации конфликта начался осенью прошлого года, когда отряд из 200 человек осуществил нападение на погранпосты и склады боеприпасов Мьянмы.

Новый виток эскалации конфликта начался осенью прошлого года, когда отряд из 200 человек осуществил нападение на погранпосты и склады боеприпасов Мьянмы. В ходе происшествия было убито 9 полицейских, ещё четверо погибли во время последующих столкновений.

Эта акция вскоре обернулась ещё большими жертвами для рохинджа. По данным организации “Human Rights Watch”, полученным со спутника в ноябре прошлого года, около 1250 домов рохинджа были сожжены силами безопасности Мьянмы. По неподтвержденным данным представители рохинджа постоянно становились объектами гонений, арестов, внесудебных казней, насилия и мародерства. Однако документальных подтверждений показаниям очевидцев не было получено, поскольку власти Мьянмы не допускали на территорию конфликта журналистов и гуманитарную помощь.

Ситуация могла бы измениться уже в 2015 году, с приходом к власти партии «Национальная лига за демократию» под руководством Аун Сан Су Чжи - личности, которой стоит уделить отдельное внимание.

Аун Сан Су Чжи является дочерью генерала Аун Сана, человека, стоящего у истоков бирманской независимости. Однако воспитывала ее одна мать, поскольку отца убили при попытке поенного переворота в 1947 году, когда Аун Сан Су Чжи было 2 года. После этого семья переехала в Индию, где будущий политик получила среднее образование. Дальнейшее обучение Аун Сан Су Чжи проходила в Англии (степень бакалавра по политологии и экономике), куда впоследствии перебралась на постоянное место жительства. В 1988 году во время визита к матери Аун Сан Су Чжи попадает в самый разгар восстания против власти хунты, к которому и присоединяется. 27 сентября Аун Сан Су Чжи основывает собственную партию — «Национальную лигу за демократию». Однако уже в июле следующего года её помещают под домашний арест. Несмотря на это, в 1990-м партия получает большинство голосов на выборах в парламент, но несогласная с их результатами военная хунта снова сажает Аун Сан Су Чжи под домашний арест. В 1991 году, в то время как политик все ещё находилась под арестом, ей присваивают Нобелевскую премию мира, которую за неё получают сыновья. В последующие годы, вплоть до 2010-го Аун Сан Су Чжи проводит под домашним арестом около 15 лет. Основанием для её удерживания являлась одна из статей Акта о государственной защите, позволяющая без решения суда лишать граждан свободы сроком на 5 лет.

Однако после выборов Аун Сан Су Чжи начинает

Понтифик также встретился с государственным советником Аун Сан Су Чжи, военным руководством и представителями всех религиозных общин. Ожидалось, что после прихода к власти лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи дискриминация мусульман-рохинджа прекратится. Однако после выборов Аун Сан Су Чжи начинает защищать политику вытеснения рохинджа , установленную предыдущей властью, против которой она так долго боролась.

В последних числах ноября состоялся визит папы римского в Республику Мьянма. Многие надеялись, но безрезультатно, что понтифик прямо осудит жестокое притеснение мусульман-рохинджа, продолжающееся в республике в течение многих лет и вновь оказавшееся в центре внимания несколько месяцев назад. В своих проповедях глава Ватикана призывал уважать права и закон и не отвечать на насилие насилием, однако избегал употреблять слово «рохинджа».

В ответ на нападение повстанцев из «Армии спасения рохинджа» на 20 постов полиции, правительство развернуло антитеррористическую операцию, жертвами которой уже в первые недели стали более 400 человек, большинство которых являются мирными жителями. Ещё около 73 000 были вынуждены покинуть страну.

Реакцией мирового сообщества стало проведение 31 августа закрытого заседания Совета Безопасности. В рамках чего состоялось обсуждение всех сторон конфликта, однако никаких официальных документов принято не было. Участники заседания лишь обязали правительство Мьянмы предоставить гуманитарным подразделениям ООН доступ в регион.

Столь спокойная реакция вызвала критику мусульманских стран. В частности, президент Турции Реджеп Эрдоган назвал происходящее в Мьянме геноцидом, а всех, кто закрывает на это глаза, соучастниками.

Аун Сан Су Чжи во время выступления в парламенте высказалась в защиту прав человека, отметив, что виновные должны ответить согласно закону. Также политик заверила, что Мьянма готова, при условии тщательной проверки, принимать обратно беженцев, которые смогут доказать своё гражданство. Однако такое простое условие является затруднительным и более того возмутительным, поскольку большинству рохинджа ранее было отказано в выдаче документов.

Ситуация обостряется тем фактом, что соседние страны либо отказываются принимать беженцев, либо предоставляют им условия, абсолютно непригодные для жизни.

Тем временем вопрос беженцев стал настоящей проблемой, требующей немедленного разрешения. На данный момент число лиц, вынужденно покинувших свои дома, составляет более полумиллиона человек. Ситуация обостряется тем фактом, что соседние страны либо отказываются принимать беженцев, либо предоставляют им условия, абсолютно непригодные для жизни.

Так, правительство Малайзии отказалось выдавать беженцам удостоверения, опасаясь последующего притока рохинджа, а Индия и вовсе заявила, что их пребывание на территории страны нелегально.

Власти Бангладеш в сентябре ввели строгие ограничения на размещение беженцев, разрешив им находиться лишь в специальных лагерях на границе с Мьянмой. Изначально же их хотели поселить на фактически необитаемом острове Тенгар Чар, не имеющем никакой инфраструктуры, и затапливаемому в период дождей. В ноябре между Бангладеш и Мьянмой состоялось подписание меморандума о взаимопонимании в возвращении беженцев. Согласно этому документу, власти Мьянмы готовы принять беженцев после предоставления Бангладеш регистрационных данных.

Все эти действия напоминают игру в футбол, только игроки пинают не мяч, а целую народность, живых людей. А международные арбитры между тем все машут желтой карточкой. За эту нерешительность каждый день расплачиваются обычные жители, которые, по прихоти большинства, даже не имеют права считаться гражданами в своей стране.

За это время правительство только создало комиссию по проблемам рохинджа (2016 год), которую, по просьбе Аун Сан Су Чжи, возглавил Кофи Аннан.

Результатами этой инициативы стал подготовленный им 70-страничный доклад с рекомендациями правительству Мьянмы по выходу из сложившейся ситуации. Вот только пользы от этого документа на сегодняшний день не видно.

Между тем конфликт между буддистскими и мусульманскими общинами, происходящий в далекой Мьянме весьма актуален и для западного общества.

Между тем конфликт между буддистскими и мусульманскими общинами, происходящий в далекой Мьянме весьма актуален и для западного общества. В обоих случаях речь идет о конфессиях, чья роль на Западе неуклонно растет – как за счет массовой миграции, так и благодаря переходу представителей этнического большинства. А это значит, что далекий, на первый взгляд, конфликт может уже завтра выплеснуться на улицы европейских городов, при этом деструктивный потенциал субкультурной молодежи – именно в этой среде особенно популярны эти религии — нам еще предстоит осмыслить.

Екатерина Щербак